Творения [Тарасий Константинопольский] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

сослужителю господину Іоанну, пресвитеру и игумену, отрекшемуся отъ мірскихъ заботъ, Тарасій, архіепископъ Константинополя, новаго Рима.

Орошенный божественными струями Божія Духа и освященный вдохновеніемъ Его Давидъ, пророкъ между царями и царь между пророками, воспевая сказалъ: Исперва познахъ отъ свиденій Твоихъ, яко въ векъ основалъ я еси (Псал. 118, 152). Для имеющихъ разумъ это песнопеніе неложно и для воспевающихъ его оно твердо. Боговидецъ Моисей относительно всего богоглаголиваго Писанія сказалъ, что къ нему нельзя прибавить и отъ него нельзя убавить чего нибудь (Втор. 12, 32). Итакъ прилежно и тщательно, а не поверхностно изучающіе все, чему учатъ (Священное) Писаніе и отцы, внимательно прочитывающіе ихъ и укрепившіе умъ свой въ благочестіи и истине, а не увлекающіеся своимъ собственнымъ хотеніемъ, чудеснымъ образомъ освящаются съ горъ вечныхъ, будучи озаряемы евангельскими и апостольскими заповедями. Псалмопевецъ называетъ ихъ горами потому, что усердно приверженные къ нимъ и ходящіе въ нихъ — восходятъ къ небесному, а вечными (называетъ ихъ) потому, что не недавно оне появились и не временны, а изречены еще до основанія міра, хотя проповедниками евангельской проповеди провозглашены и въ последнія времена. Итакъ, мужъ желаній, разумеется желаній Духа, зная, что ты отъ юности преданъ Богу, мы ради душевнаго успокоенія сообщаемъ только некоторыя немногія движенія сердца. Бóльшая часть ихъ пусть будетъ почтена молчаніемъ. Конечно вы слышали о соборе, бывшемъ по благоволенію Божію въ городе Никее. На этотъ соборъ собрались мы, равно какъ и совершающіе священныя тайны священнотаинники, представители папы древняго Рима и святейшихъ архіереевъ восточныхъ и весьма многіе изъ боголюбезныхъ епископовъ, по повеленію благочестивыхъ императоровъ нашихъ. Присутствовали также и досточтимые архимандриты и игумены и множество иноковъ. И уже после многихъ разсужденій, бывшихъ между нами, было определено то, что истинно и угодно Богу. Согласно древнему законоположенію святыхъ отцевъ нашихъ, Церковь вновь получила законоположеніе делать живописныя изображенія и ставить ихъ на видныхъ местахъ, чтобы они служили къ возвышенію ума нашего и сообщали намъ освященіе. Чтó святое Евангеліе открываетъ намъ, когда мы читаемъ его, тоже открываютъ намъ и иконы; о чемъ свидетельствуютъ мученическіе акты, повествующіе о страданіяхъ мучениковъ, о томъ же (повествуютъ) и иконы. Мы съ любовію принимаемъ ихъ, такъ какъ они суть отображеніе первообразовъ, а не что нибудь другое. Веруя во единаго Бога въ Троице воспеваемаго и одному Ему служа, мы просимъ ходатайства и непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, святыхъ ангеловъ и всехъ святыхъ и преподобныхъ отецъ нашихъ. При этомъ бóльшая часть досточтимыхъ епископовъ принесли жалобу собору, — и мы предвидели эту жалобу, — будто очень многіе изъ епископовъ продавали священство за деньги. Хотя мы и переполнены грехами и опутаны ихъ узами, — да будетъ милосердъ къ намъ Господь, — однакоже мы познали и евангельскія заповеди и каноническія определенія и отъ чистаго сердца, не руководясь сребролюбіемъ, и съ совестью, быстро стремящеюся къ Богу, стремимся во всемъ следовать каноническимъ и евангельскимъ определеніямъ. И мы желаемъ подчиниться и подчиняемся евангельскимъ, апостольскимъ и отеческимъ определеніямъ; заботимся и о томъ, чтобы такъ же поступали и жили и обращались и все те, коимъ въ уделъ досталось священство, а равно и все именующіеся именемъ Христовымъ. Если же некоторые не подчиняются этимъ заповедямъ; то я не могу быть общникомъ такихъ іереевъ, но чуждъ части ихъ, потому что не суть іереи. Мне не лень протестовать имъ, а для нихъ это полезно. Итакъ божественныя правила низлагаютъ и лишаютъ священническаго достоинства какъ дающаго, такъ и принимающаго при рукоположеніи во священство. Боговидецъ Моисей, какъ я сказалъ выше, взываетъ, что къ нимъ нельзя прибавить что нибудь, и отъ нихъ убавить; также и песнописецъ Давидъ воспеваетъ, а съ нимъ и мы: исперва познахъ отъ свиденій Твоихъ, яко въ векъ основалъ я еси (Псал. 118, 152). И кто можетъ противустоять этому? Свиденія Божія уже обосновались и укоренились въ Церкви Божіей, хотя по временамъ некоторые не повинуются имъ и не сохраняютъ ихъ. Итакъ они пребываютъ въ векъ и блаженны усердно соблюдающіе ихъ и повинующіеся имъ, а не повинующимся горе. — Итакъ всякій епископъ, или пресвитеръ или діаконъ, если будетъ обличенъ, что за деньги или преподалъ или получилъ хиротонію; то да отпадетъ отъ священства. Можетъ быть некоторые говорятъ: мы покаемся и Богъ проститъ намъ это. Да и я говорю, что Богъ принимаетъ всякое покаяніе и въ силу покаянія прощаетъ соделанныя нами прегрешенія. Знаю, что и Давидъ былъ обремененъ прелюбодеяніемъ и убійствомъ, но покаялся, былъ принятъ (Богомъ) и удостоился свидетельства о себе: обретохъ Давида сына Іессеова, мужа по сердцу Моему, иже сотворитъ вся хотенія Моя (Деян. 13, 22; Псал. 88, 21 и след.), — очевидно потому,