πρώτον τυπωθεΐσα δι' ιδίας δαπάνης(του Παναγίου Τάφου. Κωνσταντινούπολις, 1798. См. также вариант текста в кн.:
Zakythinos D. Ή Τουρκοκρατία. Σ. 82.
Macraios S. Υπόμνημα 'Εκκλησιαστικής 'Ιστορίας//
Sathas С. Μεσαιωνική Βιβλιοθήκη. Σ. 394, обвиняет Григория, которого он не любил, в том, что он пытался воспользоваться предсмертным состоянием Анфима для того, чтобы напечатать памфлет под его именем.
(
обратно)
630
Korais Α. Αδελφική Διδασκαλία πρός τούς ευρισκομένους κατά πασαν τήν Όθωμανικήν έπικράτειαν Γραικούς, είς αντίρρησην κατά της Ψευδονύμου έν ονόματι τοΰ μακαριωτάτου πατριάρχου 'Ιεροσολύμων έκδοθείσης έν Κωνσταντινουπόλει πατρικής Διδασκαλίας.
(
обратно)
631
Botzaris Ν. Op. cit. Ρ. 83—100. Дэллавей, который знал Константина Ипсиланти, считал, что он умен и достоин уважения (Op. cit. Р. 103). Историк
Hypsilantis А. С. Τά μετά την"Αλωσιν (1457–1789), который писал в 1789 г., считал, что греки потеряли шансы на свободу из‑за своих пороков, и только русские могли спасти их (Op. cit. Р. 534).
(
обратно)
632
Английский перевод был опубликован в кн.:
Swan С. Voyage up the Mediterranean. 1826. Существует также греческий перевод, сделанный кем‑то, кто подписался как
'Ν. Ηδαιεφαβ' (очевидно, это зашифрованная подпись), под названием Σύγγραμμα των άπό την Κωνσταντινούπολιν πριγκίπων της Βλαχο–μολδαβίας, των λεγομένων Φαναριωτών, παρά τοϋ Μάρκου Φιλίππου Ζαλλώνη… Paris, 1831. Переводчиком, вероятно, был Кораис. Заллонис часто выдвигает ошибочные обвинения, например, когда обвиняет фанариотов во враждебном отношении Православной Церкви к Риму. (С. 138 сл. французского издания). Английский путешественник Торнтон почти столь же язвителен в отношении управления фанариотов
{Thornton Т. The Present State of Turkey. Vol. II. P. 297–380. 1809), но Торнтон не любил всех греков.
Wilkinson W. An Account of the Principalities of Wallachia and Moldavia,
passim более благосклонно настроен и вменяет фанариотам в заслугу то, что они способствовали улучшению образования. Д–р Адам Ниле, ездивший через Молдавию в 1805 г., похвально отзывался о правлении Александра Мурусси, но рассматривал его как исключение (Travels through some parts of Germany, Poland, Moldavia and Turkey. P. 164).
(
обратно)
633
Phrantzis Α. Op. cit. Loc. cit. Францзис, пелопоннесец, который писал о событиях своего времени и сам был членом Филики Этерии, является надежным источником. Когда Лик посетил Большой Метеорский монастырь в 1810г., игумен и два монаха были в янинской тюрьме за укрывание клефтов, что несколько неожиданно, от полиции Али–паши (
Leake W. Μ. Op. cit. Vol. IV. P. 542).
(
обратно)
634
Botzaris N. Op. cit. P. 71–81; Protopsaltis E. G. Op. cit. Σ. 15–18.
(
обратно)
635
Botzaris N. Op. cit. P. 83–100;
Protopsalti Ε. G. Ή Φιλική Εταιρεία. Σ. 21 ff. Хороший очерк об обществе, написанный современником, приводится в кн.:
Waddington D. Visit to Greece, 1823–1824. P. XVI‑XXX. Прото–псалтис (Op. cit. Σ. 245—255) воспроизводит конституцию общества и его клятвы.
(
обратно)
636
Philemon J. Δοκίμον Ιστορικόν περί της 'Ελληνικής 'Επαναστάσεως. Т. I. Σ. 157–158;
Botzaris. Op. cit. P. 95–96;
Kandiloros Τ. 'Ιστορία τοΰ Έθνομάρτυρος Γρηγορίου τοΰ Ε'. Σ. 123–134.
(
обратно)
637
До сих пор нет хорошего жизнеописания Каподистрии. О ранних годах его деятельности и его отношениях с обществом см.: Botzaris N. Op. cit. P. 75, 77, 86–87, 97–100.
(
обратно)
638
До сих пор нет хорошего жизнеописания Каподистрии. О ранних годах его деятельности и его отношениях с обществом см.:
Botzaris N. Op. cit. P. 75, 77, 86–87, 97–100.
(
обратно)
639
См.:
Jorga N. Izvoarele Contemporane asupra mi? cдrii lui Tudor Vladimi‑resku. Introduction,
passim; Botzaris N. Op. cit. P. 143 ff.
(
обратно)
640
Protopsaltis Ε. G. Op. cit. Σ. 70–84. Там же приводятся документы.
(
обратно)
641
Самое лучшее описание того времени глазами человека, находящегося в Константинополе, следующее:
Walsh R. Residence in Constantinople during the Greek and Turkish Revolutions. Vol. I. P. 299–333. События в княжествах представлены двумя румынскими писателями того времени:
Darzeanu /. Cronica Revolutiei din 1821;
Cioranu Μ. Revolutia lui Tudor Vladimirescu. Оба они опубликованы в кн.:
Sorga N. Byzance apres Byzance. По вопросу восстания в Греции существует обширная литература.
(
обратно)
642
Действия св. синода, патриарха и смерть Григория детально описаны в кн.:
Walsh R. Op. cit. Vol. I. P. 311 ff. Он лично присутствовал при повешении патриарха. См. также:
Kandiloros Т. Op. cit. Σ. 214 ff.
(
обратно)
Последние комментарии
1 час 7 минут назад
2 часов 2 минут назад
1 день 19 минут назад
1 день 54 минут назад
1 день 1 час назад
1 день 1 час назад