Сутра и Тантра. Драгоценности тибетского буддизма [Геше Джампа Тинлей] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

недостижимым. Лишь наличие хороших предпосылок, «отпечатки» позитивных поступков в вашем уме дадут вам возможность в конце концов практиковать и ее.

Практики первого уровня способны сократить негативную карму, но не искоренить ее вовсе. Первый уровень можно назвать уровнем «обороны». Однако его недостаточно, должно быть и «нападение», практика промежуточного уровня. Здесь определяется основной корень возникновения всех иллюзий, а затем этот корень уничтожается. Очень важную роль в этом играет размышление о Четырех Благородных Истинах.

Узнав Первую Благородную Истину, вы понимаете, что, родившись в сансаре, вы не можете быть по-настоящему счастливы, поскольку страдание присуще ей по природе. Если вы богаты, то страдаете от своего богатства, если бедны — от бедности, если обладаете низким социальным уровнем, то также по-своему страдаете. Таким образом, в каждом уголке сансары имеется свое страдание.

Вы рассматриваете три различных уровня страданий (страдание обусловленности, страдание перемены и страдание от мучений) и говорите себе: «Не стоит привязываться к чему бы то ни было в сансаре. Моя цель — освободиться от страданий». Но для того, чтобы освободиться, вы должны понять, в чем их причина.

Вторая Благородная Истина говорит об источнике, или причине страданий. Она утверждает, что этим источником являются заблуждения, а корень заблуждений — неведение. И пока есть неведение, будут заблуждения, а пока есть заблуждения, будут и страдания.

Третья Благородная Истина говорит о прекращении страданий. Вы понимаете, что это возможно. Узнав, что он тяжело болен, человек сначала выясняет причину болезни, а затем ищет способы исцеления.

Четвертая Благородная Истина указывает истинный путь избавления от болезни — ум, познающий пустоту.

Итак, на третьем уровне вы понимаете, что неведение порождает заблуждения, а заблуждения влекут за собой страдания. Но вы узнаете также и о том, что неведение преодолевается умом, познавшим пустоту. Когда ум познает пустоту, неведение рассеивается. Ум окончательно избавляется от заблуждений и омрачений и достигает состояния освобождения, которое называется Нирваной.

Таким образом, Четыре Благородные Истины можно определить так:

Первая Благородная Истина говорит о сансаре;Вторая Благородная Истина говорит о корне сансары;Третья Благородная Истина говорит о Нирване;Четвертая Благородная Истина говорит о причине достижения Нирваны. Можно также сказать, что:

Четвертая Благородная Истина говорит о лекарстве;

Третья Благородная Истина говорит о состоянии человека, окончательно избавившегося от всех болезней;

Вторая Благородная Истина говорит о причине болезни;

Первая Благородная Истина говорит о самой болезни.

Объектами вашей медитации должны стать Четыре Благородные Истины и Двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения.

Все практики, о которых я говорю, очень важны, и настоящая практика Тантры без них невозможна. По мере того, как вы все больше размышляете о Четырех Благородных Истинах, ваш ум освобождается от пут сансары, и у вас появляется сильное желание достичь Нирваны. Это подобно тому, как если бы вы все время принимали невкусную и неполезную пищу. Пока вам не давали ничего другого, вы были вынуждены есть ее, поскольку это лучше, чем совсем ничего. Но, однажды попробовав вкусную и здоровую еду, вы не станете больше питаться по-прежнему. Это можно назвать «отречением» от плохой пищи.

Подобно этому, когда вы сравниваете сансару и Нирвану, вы говорите себе: «Почему я привязан ко всему этому? Я должен достичь болеевысокого состояниясознания». Это иназываетсяотречением. Таким образом, медитация на Четырех Благородных Истинах уменьшает вашу привязанность к сансаре и помогает развить отречение. Но одноголишь отречения недостаточно — необходимы практики, направленные на тренировку ума.

Промежуточный уровень связан с практикой отречения и «тройной практикой тренировки ума».

Что такое «тройная практика тренировки ума»?

Первая практика связана с воспитанием в себе высокой нравственности. Вторая практика связана с концентрацией. Третья практика связана с обретением мудрости.

Эти практики сократят привязанность к сансаре и создадут причины освобождения от нее.

Занимаясь практикой кармы, вы тем самым уже создаете основу для совершенствования своей нравственности. Практика морального поведения не позволит вам причинять вред другим живым существам. Практика концентрации связана с шаматхой, а практика мудрости — с познанием пустоты. Без развития нравственности невозможна правильная концентрация и достижение шаматхи. Как-то я спросил своего учителя Панора Ринпоче, кото-рый провел в горах 30 лет: «Почему сейчас очень сложно достичь состояния шаматхи?» Он ответил: «Это происходит потому, что отсутствует основа. Когда Будда давал разъяснения по трем видам тренировки ума, он говорил в первую очередь о