К мученикам [Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

что не решается претерпеть из верности Богу. Наше время дало тому много примеров, когда особы знатного рода погибают смертью, какой не должны бы подвергаться по своей знаменитости, достоинству, возрасту или красоте. И все это они претерпевают либо от того человека за то, что изменили ему, либо от его противников, за то, что сохранили ему верность.

ПЕРЕВОД КАРНЕЕВА

Творенія Тертулліана, христіанскаго писателя въ конц? втораго и въ начал? третьяго в?ка. Часть вторая. / Пер. Е. В. Карнеева. — СПб.: Въ типографіи Е. Фишера, 1847. — С. 193–201.

1.
Достойные исповѣдники Іисуса-Христа, предназначенные на мученіе! Въ то время, какъ Церковь, общая наша матерь и владычица, занимается доставленіемъ вамъ пищи, въ которой имѣете вы нужду для поддержанія тѣла своего, въ то время, какъ братья ваши посѣщаютъ васъ въ темницѣ для принесенія вамъ части плода отъ посильныхъ своихъ трудовъ, позвольте, чтобъ я съ другой стороны споспѣшествовалъ вамъ, чѣмъ могу, къ облегченію вашей души; ибо вамъ извѣстно, что человѣкъ напрасно питаетъ плоть свою, когда нѣтъ пищи духу его, и если онъ печется о тѣлесныхъ немощахъ, то тѣмъ паче долженъ заботиться о болѣзняхъ душевныхъ, которыя гораздо опаснѣе тѣлесныхъ. Но кто я, чтобы смѣть мнѣ давать вамъ поученія! Припомните однакожъ, что гладіаторы иногда возбуждаются къ мужеству нетолько начальниками и руководителями своими, но и посторонними нисколько неискусными людьми: народъ издали ихъ ободряетъ, и каковъ онъ ни есть, но часто голосъ его бываетъ дѣйствительнѣе, нежели голосъ знатоковъ искуства.

И такъ прежде всего подумайте о томъ, чтобы не оскорбить Духа Святаго Божія (Ефес. 4, 30), сопровождавшаго васъ въ темницу, въ которую не были бы вы и заключены, если бы Онъ не вошелъ туда вмѣстѣ съ вами. Поступайте такъ, чтобъ Онъ съ вами всегда пребывалъ, и чтобъ изъ сего печальнаго мѣста привелъ Онъ васъ во славу Божію. Я знаю, что темница бываетъ часто крѣпостію діавола, въ которую ввергаются обыкновенно рабы его; но вы, священные Атлеты, вошли въ нее единственно для того, чтобы восторжествовать надъ симъ гордымъ врагомъ въ самой его крѣпости, хотя вы терзали его уже и въ другихъ мѣстахъ. Да не похвалится онъ тѣмъ, что вы у него въ когтяхъ, что онъ изнуритъ васъ голодомъ, скукою, взаимными несогласіями; да убѣжитъ онъ отъ васъ, да сокроется въ глубокихъ и срамныхъ пещерахъ, и да пресмыкается тамъ, какъ ядовитая змѣя, изгнанная посредствомъ волхвованія. Да не будетъ онъ столько счастливъ, чтобы сражаться съ вами и побѣдить васъ у себя дома: да обрящетъ васъ во всякое время готовыми и вооруженными доспѣхами любви. Миръ вашъ составляетъ жестокую для него войну: миръ столь вожделѣнный и драгоцѣнный, что многіе вѣрующіе обыкли приходить въ темницы ваши молить васъ объ испрошеніи имъ мира сего для вступленія въ общеніе Церкви. Вамъ надобно сохранить между собою любовь сію и миръ сей, дабы могли вы сообщать ихъ другимъ.

Сердечно желаю, чтобы всякаго рода другія заботы ума сопровождали васъ только до темничныхъ дверей, равно какъ чтобъ и родственники ваши не провождали васъ далѣе. Тутъ разлучились вы съ міромъ: не жалѣйте, что съ нимъ распрощались. Зная, что міръ самъ по себѣ есть истинная темница, вы уразумѣете, что вы какъ бы вышли изъ темницы своей, а не вошли въ нее. Дѣйствительно: темна ли темница ваша? Міръ еще болѣе покрытъ густымъ мракомъ, ослѣпляющимъ умъ. Находитесь ли вы въ оковахъ? Міръ носитъ тягчайшія цѣпи, изнуряющія душу. Заразительно ли жилище ваше? Міръ преисполненъ вредныхъ испареній, несравненно несноснѣйшихъ: это соблазны и распутства сладострастія. Сравнены ли вы съ преступниками? Міръ заключаетъ въ себѣ гораздо болѣе виновныхъ, я хочу сказать, весь родъ человѣческій. Зависитъ ли жизнь ваша отъ Проконсула, угрожающаго вамъ своимъ приговоромъ? Міръ долженъ одержимъ быть бóльшимъ страхомъ во ожиданіи страшнаго суда Божія.

2.
Согласитесь же, знаменитые исповѣдники, что вы перешли только изъ темницы въ убѣжище. Признаюсь, что жилище ваше мрачно; но сами вы свѣтъ живый. Вы связаны путами; но вы свободны въ Богѣ. Вы дышете заразительнымъ воздухомъ; но предъ Богомъ вы воня благоуханія. Вы ожидаете приговора судіи; но придетъ время, когда вы судить будете самыхъ судей вашихъ. Да предаются печали другіе люди, воздыхающіе объ услажденіяхъ вѣка сего. Христіанинъ отрекся отъ міра сего, прежде нежели вышелъ изъ него; но въ темницѣ долженъ онъ отречься и отъ того, что только можетъ усладить горечь ея. Въ какомъ бы мѣстѣ міра сего вы ни находились, до того дѣла нѣтъ: вы уже оставили міръ; и если вы лишились чрезъ то какого удовольствія въ жизни: то какой выгодный сдѣлали вы торгъ, промѣнявъ малое на великое? Но не станемъ теперь говорить о наградахъ, обѣщанныхъ Богомъ мученикамъ.

Продлимъ сравненіе жилища міра съ жилищемъ темницы, и посмотримъ, выигриваетъ ли душа въ семъ послѣднемъ болѣе, нежели сколько тѣло можетъ потерять въ немъ. Скажемъ лучше