О календаре. Новый и старый стиль [Автор неизвестен - Религиоведение] (fb2) читать постранично, страница - 102


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

установлении этого поста в Церкви говорится еще в Апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь» (кн. 5, гл. 19). О высоком уважении, которым пользовался Петров пост среди христиан, говорит целый ряд святоотеческих свидетельств, в частности, свв. Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Феодорита Кирского, Льва Великого. Св. Лев Великий говорит, что Петровский пост, «особенно необходим, дабы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Св. Духа» (Слово 76).

(обратно)

5

  Авторитет и каноничность этого конгресса, самозванно и незаконно назвавшего себя «Всеправославным», подлежат полному сомнению. Три Восточных патриарха (Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский) отказались участвовать в нем и вынесли ему строгий, но справедливый приговор. Не было на конгрессе и ни одного полномочного представителя Русской Церкви — самой многочисленной в православном мире. Зато известно, что он был организован и проходил под председательством масона патриарха Константинопольского Мелетия, и потому его решения были разрушительны для Православной Церкви. О том, насколько этот конгресс был неправославными противоканоничным, свидетельствуют обсуждавшиеся на нем вопросы: реформа календаря с признанием возможности отказаться от подвижного круга праздников и даже от седмичного распорядка дней, разрешение второго брака священнослужителям и брака после хиротонии, сокращение постов и богослужений, расширение экуменических связей и пр. К счастью, еще чуткое в то время православное сознание категорически отвергло принятие таких постановлений и только определение о новом стиле (в компромиссной форме) вводилось в жизнь с поспешностью и натиском внешних сил. Это постановление, принятое в некоторых Церквах, «нарушило единение их с другими Православными Церквами и вызвало в них тяжелые внутренние смуты, продолжающиеся и в настоящее время». — Проф. СВ. Троицкий. Будем вместе бороться с опасностью// ЖМП. 1950. № 2. — С. 46. См. также: Деяния и решения Всеправославного конгресса в Константинополе 10 мая — 8 июня 1923 г. Константинополь. 1923 (на греч. языке).

(обратно)

6

  Председатель вышеупомянутого конгресса, патриарх Мелетий IV (Метаксакис) — известный экуменист и масон, ярый сторонник новшеств и модернизма в Церкви. При помощи своих могучих покровителей он сделал беспрецедентно-стремительную церковную карьеру, занимая сначала престол Афинской архиепископии (1918-1920), затем Константинопольской Патриархии (1921-1923). Будучи вынужден покинуть Константинопольский престол, Мелетий перешел на Александрийскую кафедру (1926-1935), и ему удалось ценою недовольства и разделения ввести новый стиль и в эту Православную Церковь. Незадолго до своей смерти он кандидатствовал и на Иерусалимский престол, но не был избран. (См. о нем: Князь К.М. Горчаков. Возбудители раскола. — Париж. 1927. — С. 29; Проф. СВ. Троицкий. Будем вместе бороться с опасностью // ЖМП. 1950. № 2. — С. 37; Масонский бюллетень, журнал Великой ложи Греции, 1967. № 71 (январь-февраль) (на греч. языке); Международный масонский словарь: Lennhoff E., Posner О. Internationales Freimaurer-Lexikon. — Wien — Muenchen. 1932.(Nachdruck 1980). — S. 584-585. В нем сказано следующее: «Многие греческие православные... патриархи принадлежали и принадлежат к масонству... в том числе патриарх Александрийский Мелетий, бывший до того Вселенским Константинопольским патриархом»).

(обратно)

7

  Тогда в России, именно с 1900 года, предполагалось ввести новый стиль.

(обратно)

8

  Цит. по: Богословские труды. Сборник 7. — М., 1971. — С.176.

(обратно)

9

  См. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1983. - № 113. - С. 245.

(обратно)

10

  Вестник Русского Западно-Еврейского Патриаршего Экзархата. 1983. - № 113. - С. 260.

(обратно)

11

  Переводы текстов, приводимых в докладе Болотова, выполнены: с греческого и латинского — протоиереем Валентином Асмусом, с немецкого — Александром Чхартишвили. Они даются в фигурных скобках.

(обратно)

12

  Это (довольно обычное в ассиро-вавилонской клинописи) различие между тем, что написано, и тем, как это написанное произносили, можно пояснить след. аналогией: англичане пишут «L» (т. е. «libra»), а произносят «pound sterling»; пишут «d.» (т.е. «denarius») — а произносят «penny».

(обратно)

13

  Что это требование (не праздновать Пасху ни ранее 22 марта, ни позже 21 апреля) арифметически несостоятельно, видно из следующего: 21-е апреля, как самая поздняя Пасха, должно соответствовать и самой поздней пасхальной луне, luna xxii. А в таком случае получается самый поздний terminus paschalis 13 апреля. 22-е марта, как самая ранняя Пасха, должно соответствовать и самой ранней пасхальной луне, luna xvi, что