Политическая доктрина славянофильства [Николай Васильевич Устрялов] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

предысторию. В 1916 году в "Русской мысли" выходит первая работа молодого ученого "Национальная проблема у первых славянофилов", с докладом по которой он выступил (тоже впервые) в марте 1916 года в Московском религиозно-философском обществе. В этой работе, написанной под сильным влиянием Данилевского, Леонтьева и Вико, было рассмотрено учение о нации у Киреевского и Хомякова. Именно здесь Устрялов невольно формулирует идейную платформу своего будущего национал-большевизма: "Жизненные испытания не подрывают веры в мировое признание родины, но изменяют взгляд на формы его конкретного воплощения". Через 7 лет в марте 1923 года Устрялов произносит речь на публичном акте Харбинского юридического факультета, на основе которой через два года, с подзаголовком "Идея самодержавия в славянофильской постановке", и появляется его задуманная еще в 1916 году статья - анализ политических составляющих славянофильства, отпечатанная типографией КВЖД.

Несмотря на соблазнительное мнение некоторых исследователей (напр. М.Агурского), Устрялова никак нельзя заподозрить в каком-либо славянофильстве, так как он никогда не признавал приоритет Хомякова - сперва Церковь, а уж затем государство. Не импонировал ему и Константин Аксаков с его утверждением, что русский народ - народ отнюдь не государственный; никак не захватывал его аксаковский пафос: "Пусть лучше разрушится жизнь, в которой нет доброго, чем стоять с помощью зла". Для Устрялова Государство всегда было с большой буквы. Ему нравится Петр и не вызывает раздражения "петербургский период" русской истории, истово ненавидимые цветом славянофильства. Устрялову видится в славянофильстве прежде всего его утопизм, его заблуждения, отсутствие "практической значимости" и "политической злободневности". Легкую иронию вызывает у него аксаковское: "Без православия наша народность - дрянь". Наивные же притязания славянофилов на универсализм самодержавной власти профессор юриспруденции связывает с грехом гордыни. Славянофильский оптимизм ассоциируется у него не иначе как с непониманием трагичности, катастрофичности всей человеческой истории.

Но Устрялов - честный и скурпулезный исследователь. Интересна его мысль, в которой он причисляет "веховцев" к неославянофильцам. Логичны рассуждения о параллелях между течениями славянофилов и немецкой исторической школы, являющихся по сути реакцией романтически-традиционных, "почвеннических" сил на рационализм эпохи Просвещения и порожденную им французскую революцию. Немного найдется и исследователей, не побоявшихся открыто и серьезно рассуждать о "стихии государства", сопровождающейся отказом от разделения властей (критика славянофильского разделения власти на государственную и земскую). Лишь гениальные единицы в состоянии "подняться" до мифологизации русского народа как народа истово государственного, мистифизировать идею Государства, поставить ее не в пример "выше общества". Интересно, что критика Устряловым славянофилов в некоторых моментах сходится с критикой Владимира Соловьева.

В целом точка зрения Устрялова на русскую историю в ее самодержавно-православном варианте близка к негативной. Он не верит славянофилам, считает их учение лишенным определнной оригинальности и неповторимости, не признает за "стариной" права на будущее, даже не считает подлинным искусством "стилизованные под старину храмы". Он верит в диалектическое неославянофильское "отрицание отрицания", в "скифство" и "евразийство", верит в факт. Диалектика Гегеля применительно к истмату русской истории превращается для Устрялова в диамат фактов и в этом смысле харбинский профессор поистине является духовным наследником бесконечного русского иосифлянства. О.А.Воробьев

-----------------

профессор Н.В.Устрялов, Политическая доктрина славянофильства (идея самодержавия в славянофильской постановке), ХАРБИН, 1925 (воспроизводится по изданию Типографии Китайской Восточной железной дороги)

-----------------

Профессор Н.В.Устрялов

Политическая доктрина славянофильства*).

(Идея самодержавия в славянофильской постановке)

-

"С точки зрения западно-европейского исторического опыта, возведенного в философскую теорию, с точки зрения западно-европейской науки государственного права, русское историческое государственное начало -- не более, как nоnsens, аномалия. Для него нет юридической нормы в западно-европейской науке". Так писал о русском самодержавии Иван Сергеевич Аксаков в 1884 году1).

Но мало того. "Русское историческое государственное начало", по мнению славянофилов, интересно и достойно изучения не только в силу своей самобытности, оригинальной своеобразности. Помимо этого, русское самодержавие ценно в смысле еще гораздо более высоком. "Кроме того, -- читаем мы у Конст. Аксакова, -- что такое устройство согласно с духом России, следовательно, уже по одному этому для нее необходимо, -- утвердительно можно сказать, что такое устройство само по себе есть единое истинное устройство на земле.