Земля Древнего Двуречья [Константин Петрович Матвеев] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

жесточайшим образом эксплуатировали их, присваивали произведенные ими богатства, заставляли их непосильно трудиться на прокладке каналов, дорог, устройстве ирригационной системы, строительстве городов.

Разумеется, все это вызывало недовольство населения Шумера, ослабляло страну перед лицом многочисленных внешних врагов. К главным из них в то время относились наступающие с юго-запада, из сирийских степей аморейские племена и эламиты из юго-восточной части Ирана, которые разгромили шумерское государство третьей династии. В результате амореи создали Вавилонское царство со столицей в Вавилоне.

После этого Шумер больше никогда не возрождался и окончательно исчез с лица земли. Шумеры стали сливаться с вавилонянами — амореями и аккадцами и постепенно превратились в один народ. Однако культура шумеров не исчезла. Она стала частью культуры вавилонян и ассирийцев, а через них вошла в общечеловеческую цивилизацию. Пришедшее на смену Шумеру Вавилонское царство просуществовало вплоть до завоевания его персидской династией Ахеменидов. Персидский царь Кир в 539 году до н. э. захватил Вавилон и превратил его в столицу одной из сатрапий своего государства.

Четвертое государство, о котором мы будем говорить в нашей книге, — Ассирия. Она была расположена к северу от города Вавилона по реке Тигр и ее притокам Большому и Малому Забу. В пределах ее границ без завоеванных земель Ассирия составляла более 160 тысяч квадратных километров. Для наших современников это не такая уж большая территория, но для древнего мира с его раздробленностью и обособленностью Ассирия представляла собой огромную страну.

Как в Вавилонии, так и в Ассирии жил один и тот же народ, имевший одну культуру, одни традиции и обычаи. У него был общий язык с ассирийским и вавилонским диалектами. Поэтому ученые и назвали их язык ассиро-вавилонским. Ассирийский и вавилонский народы создали шедевры высочайшей человеческой культуры для своего времени, и передали их другим народам — Кавказа, Индии, Средней Азии, Передней Азии, Греции, и через нее народам Европы, — и сами, впитали лучшие достижения других стран.

В многочисленных клинообразных надписях не найти ни слова о народе — трудящихся, свободных, рабах, людях многих специальностей, которые создавали дворцы, мосты, акведуки, дороги, статуи. Ни слова нет и о землепашцах, чьи плоды труда подавались к столу царей и других правителей. Везде доминируют цари. Везде они выставляют себя на передний план, в первую очередь показывая свое величие. Клинообразные надписи полны таких изречений. Поэтому, когда мы касаемся надписей ассирийских и вавилонских царей, шумерских правителей, где говорится об их деяниях, читатель должен четко понимать, что за всеми этими словами стоят создатели ценностей культуры — трудовой народ, свободные и рабы, земледельцы и ремесленники, ювелиры и строители, художники и скульпторы, а не цари и не жрецы. Время отдалило от нас на тысячелетия все, что сделали руки этих людей; песок и пыль покрыли толстым слоем города, построенные ими. Казалось, что остались от всего только курганы, которые многим представлялись созданными самой природой и не содержали в себе ничего интересного и важного.

Но ученые и археологи были другого мнения. Труден, опасен и долог был путь их к открытию великих государств древности — Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии. Находки археологов, расшифровка глиняных табличек (книг) из богатейших книжных хранилищ с клинописными текстами, раскопки развалин храмов и дворцов, погребенных в земле несколько тысячелетий назад, сделали тайное явным. Содержимое этих курганов помогло нам открыть новые цивилизации, сравнить культуру древних и современных народов, познакомиться с огромным вкладом шумеров, ассирийцев и вавилонян в историю и культуру человечества, использовать открытые богатства для современности и для будущего. Они украсили не только крупнейшие музеи мира, но стали полезными и нужными для живущих ныне на земле и в первую очередь для молодежи и всех тех, кто интересуется восточными древностями.

Работая над книгой, мы помнили слова В. И. Ленина о том, что народы Востока внесли свой великий вклад в человеческую культуру и что здесь, на Востоке, «…поднимутся, как самостоятельные участники, как творцы новой жизни, народные массы Востока, потому что сотни миллионов этого населения принадлежат к зависимым неполноправным нациям, которые до сих пор были объектом международной политики империализма, которые для капиталистической культуры и цивилизации существовали только как материал для удобрения».

Мысль В. И. Ленина о том, что народы Востока выступят как творцы новой жизни, исключительно важна в наши дни острейшей идеологической борьбы между силами социализма и прогресса, с одной стороны, и силами реакции и капитализма — с другой. Буржуазные идеологи пытаются доказать, что у народов Востока нет своей цивилизации и культуры, не было их и в