Иоанн Богослов [Нина Ильина] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Самарию, Галилею и Перею. Северная ее часть, довольно обширная земля в сто квадратных миль, и называлась Галилеей.

Тысячи паломников устремлялись в столицу Обетованной земли Иерусалим. И галилеяне обязательно ходили в Иерусалим трижды в год, на праздники Пасхи, Кущей и Пятидесятницы. Путь через Самарию занимал не более трех дней, или тридцать — сорок часов хода. Способ передвижения был исключительно пешеходным, и расстояния измерялись не милями, а временем, необходимым для его преодоления. Например, Иерусалим лежал в двенадцати часах пути от Средиземного моря и в восьми — от Иордана.

Паломников, измерявших своими шагами Галилею, Самарию и Иудею, не могло не поразить отличие между столь близкими соседями. Они попадали из благословенного, цветущего края в угрюмую пустыню. Однообразным и печальным был пейзаж Иудеи. Выжженные солнцем долины чередовались с горами и нагромождением диких скал. Повсюду путники шли по плохим и опасным дорогам. Приходилось карабкаться по узким каменистым тропинкам, петляющим среди скал. И ни одного деревца или куста, в тени которых можно было укрыться от палящего солнца. Только колючие кактусы чудом вырастали кое-где на склонах.

А о глотке прохладной спасительной влаги путники могли только мечтать. В Иудее было очень мало рек, озер и ручьев с пресной водой. Берега Мертвого моря были безмолвны и пустынны. Ни одно живое существо не могло здесь ужиться: не произрастала зелень, не пролетала птица, не пробегал зверь. Вода в море была такой горькой, что рыба, случайно заплывшая из Иордана, тут же задыхалась. Со дна извергались смрадные испарения и клейкая смола, прилипавшая к днищам лодок и судов.

Иудеи считали эту землю проклятой. Когда-то на берегу Мертвого моря стояли нечестивые города Содом и Гоморра, которые «ниспроверг Господь в ярости своей» за то, что они презрели Его заповеди и поклонялись другим богам (Второзаконие, XXIX). Развалины этих городов будто бы до сих пор находятся на дне моря.

На этих безрадостных берегах готовился к проповедническому служению суровый отшельник Иоанн Креститель. Здесь он закалял свой дух и ждал появления Мессии, или Спасителя, пребывая в одиночестве, строгом посте и молитве.

Но паломников, покидающих пределы Иудеи, подгоняла надежда на отдых и облегчение мук. Едва они переступали границу Самарии, как попадали в другую страну. Ландшафт Галилеи напоминал иудейский — те же долины и горы. Но галилейские долины и горы были покрыты роскошной зеленью. Древние историки Тацит, Полибий, Иосиф Флавий, оставившие описания этой прекрасной земли, называли ее Божьим садом.

Рощи из ценных пород деревьев — маслин, смокв, фиников, померанцев, лимонов — дарили путникам долгожданную прохладу. Склоны гор были покрыты густым лесом, а долины — цветущими лугами. Природа щедро оделила Галилею реками, озерами, ручьями. Вода — вот чудо, которое может превратить в Эдемские сады пустыню! Но в переизбытке даже это чудо приносит не пользу, а вред: северная Галилея, сильно заболоченная, уже не отличалась таким изобилием и красотой.

Иосиф Флавий, в течение нескольких лет бывший губернатором и военным комендантом Галилеи, так живописал эту благодатную землю:

«По причине роскошного плодородия здесь процветает всякая растительность, и все возделано наилучшим образом. Орешник, любящий прохладу, растет в несметном количестве с пальмами, которые любят жаркий климат, рядом с фиговыми деревьями и масличными, которые требуют более умеренной температуры, здесь природа соединяет противоположности, здесь как бы происходит прекрасная борьба времен года, из которых каждое силится присвоить себе страна. Земля дарит множество плодов не однажды в год, но в течение всего года. Царские плоды — виноград и смокву — здесь едят в продолжение десяти месяцев, между тем как остальные плоды — круглый год!»

Щедрая Галилея с богатыми виноградниками, тучными нивами, пастбищами и долинами, благоухающими лилиями, описана в Евангелии. Названия галилейских городов — Назарета, Капернаума, Каны — нам тоже знакомы по Новому Завету.

Страна была очень густо заселена. Во времена Спасителя в Галилее насчитывалось около двухсот городов и селений и пятнадцать укреплений, в которых проживало три миллиона человек. Иудеи не составляли большинство.

Иудеи из Иерусалима свысока относились к своим собратьям из Галилеи, потому что галилеяне жили в окружении язычников — арабов, греков, сирийцев, римлян, финикийцев и поневоле осквернялись. Иудеям запрещалось даже разговаривать с язычниками и заходить в их дома.

Язычники очень сильно влияли на Галилею, особенно на облик ее городов. Некоторые галилейские города больше напоминали греческие и римские, например Тивериада. В Тивериаде было построено много прекрасных зданий в греческом стиле, театр, ипподром, царский дворец с прекрасными статуями и картинами. Все это очень резко отличалось от иудейского стиля в архитектуре и образа жизни иудеев.

Но