Полное собрание сочинений. Том 45. Путь жизни 1910. [Лев Николаевич Толстой] (fb2) читать постранично, страница - 3
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- . . .
- последняя (175) »
Пояснения редактора текста для fb2-формата
Главы исключённые из fb2-файла (формат fb2 полноценно не поддерживает таблицы, перевод таблиц в сноски требует высоких трудозатрат, как и указатель имён собственных): Список исправлений, сделанных по рукописям автора; Список исправлений, сделанный редакцией «Посредника» из-за цензуры; Список исправлений, внесённый в текст «Путь жизни» И. И. Горбуновым-Посадовым; Указатель имён собственных. Исправлены некоторые, замеченные при переводе в fb2-формат, ошибки. Для максимальной идентичности с оригиналом добавлены иллюстрации, добавлена статья «От редакции». Аннотация взята с ozon.ru (http://www.ozon.ru/context/detail/id/3969026/)
ПУТЬ ЖИЗНИ 1910
ПРЕДИСЛОВИЕ
1) Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому человеку его разум и совесть. Учение это такое: 2) Кроме того, что мы видим, слышим, ощупываем и про что знаем от людей, есть и такое, чего мы не видим, не слышим, не ощупываем и про что никто ничего не говорил нам, но что мы знаем лучше всего на свете. Это то, что дает нам жизнь и про что мы говорим «я». 3) Это же невидимое начало, дающее нам жизнь, мы признаем и во всех живых существах, и особенно живо в подобных нам существах — людях. 4) Всемирное, невидимое начало это, дающее жизнь всему живому, сознаваемое нами в самих себе и признаваемое в подобных нам существах — людях, мы называем душою, само же в себе всемирное невидимое начало это, дающее жизнь всему живому, мы называем богом. 5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей любовью, с богом — сознанием своей божественности. В этом всё большем и большем соединении с душами других людей — любовью и с богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни. 6) Большее и большее соединение души человеческой с другими существами и богом, и потому и большее и большее благо человека, достигается освобождением души от того, что препятствует любви к людям и сознанию своей божественности: грехи, т. е. потворство похотям тела, соблазны, т. е. ложные представления о благе, и суеверия, т. е. ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны. 7) Препятствующие соединению человека с другими существами и богом грехи суть: грехи чревоугодия, т. е. объедения, пьянства; 8) Грехи блуда, т. е. полового распутства; 9) Грехи праздности, т. е. освобождения себя от труда, нужного для удовлетворения своих потребностей; 10) Грехи корыстолюбия, т. е. приобретения и хранения имущества для пользования трудами других людей; 11) И худшие из всех грехов, грехи разъединения с людьми: зависти, страха, осуждения, враждебности, гнева, вообще — недоброжелательства к людям. Таковы грехи, препятствующие соединению любовью души человеческой с богом и другими существами. 12) Привлекающие же людей к грехам соблазны, т. е. ложные представления об отношении людей к людям, суть: соблазны гордости, т. е. ложного представления о своем превосходстве над другими людьми; 13) Соблазны неравенства, т. е. ложного представления о возможности деления людей на высших и низших; 14) Соблазны устроительства, т. е. ложного представления о возможности и праве одних людей насилием устраивать жизнь других людей; 15) Соблазны наказания, т. е. ложного представления о праве одних людей ради справедливости или исправления делать зло людям; 16) И соблазны тщеславия, т. е. ложного представления о том, что руководством поступков человека могут и должны быть не разум и совесть, а людские мнения и людские законы. 17) Таковы соблазны, привлекающие людей к грехам. Суеверия же, оправдывающие грехи и соблазны, суть: суеверие государства, суеверие церкви и суеверие науки. 18) Суеверие государства состоит в вере в то, что необходимо и благотворно, чтобы меньшинство праздных людей властвовало над большинством рабочего народа. Суеверие церкви состоит в вере в то, что непрестанно уясняющаяся людям религиозная истина была раз навсегда открыта и что известные люди, присвоившие себе право учить людей истинной вере, находятся в обладании единой, раз навсегда выраженной религиозной этой истины. 19) Суеверие науки состоит в вере в то, что единое, истинное и необходимое для жизни всех людей знание заключается только в тех случайно избранных из всей безграничной области знаний отрывках разных, большей частью ненужных знаний, которые в известное время обратили на себя внимание небольшого числа освободивших себя от необходимого для жизни труда людей и потому живущих безнравственной и неразумной жизнью. 20) Грехи,
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- . . .
- последняя (175) »
Последние комментарии
5 часов 38 минут назад
6 часов 19 минут назад
6 часов 20 минут назад
8 часов 20 минут назад
14 часов 25 минут назад
14 часов 37 минут назад