Чаша Востока [Елена Ивановна Рерих] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

сердцах
масс, мировые предрассудки должны быть побеждаемы
шаг за шагом, а не натиском. Как седая старина имела
более нежели одного Сократа, так и туманное будущее
даст рождение не одному мученику. Освобождённая
наука с презрением отвернула свой лик от мнения Ко­
перника, которое восстановляло теорию Aristarchus
Samius’ а, который утверждал, «что земля вращалась
вокруг своего центра», за годы прежде, чем церковь за­
ставила принести Галилея как жертву всесожжения
в честь своей Библии. Наиспособнейший математик
при дворе Эдуарда VI — Robert Recorde — был заму­
чен голодом в тюрьме своими коллегами, которые из­
девались над его «Замком Знания», объявляя его от­
крытия «тщетными фантазиями». Wm. Gilbert of Col­
chester, доктор королевы Елизаветы, умер отравлен­
ным только потому, что этот истинный основатель
опытной науки в Англии имел отважность предварить
Галилея, указывая на ошибочное представление Ко­
перника относительно «третьего движения», которое
объяснялось параллельностью земной оси вращения.
Огромное знание Paracelsi, Agrippas и Deys’a вызывало
всегда сомнение. Наука наложила свою святотатствен­
ную руку на великий труд «De Magnete» — «Небесная
белая Дева» (Akasa) и другие. И это был знаменитый
«Канцлер Англии и Природы» — Лорд Verulam Bacon,

14

Чаша Востока

который, завоевав имя «Отца индуктивной филосо­
фии», позволил себе говорить о вышепереименованных
великих людях как об «Алхимиках фантастической
философии».
Всё это старая история, скажете вы. Истинно так;
но хроники наших дней не отличаются слишком су­
щественно от своих предшественников. Мы должны
вспомнить недавние преследования медиумов в Ан­
глии, сожжение предполагаемых колдуний и колдунов
в Южной Америке, России и на границах Испании, что­
бы убедиться, что единственное спасение подлинных
искусников в оккультных науках заключается в скеп­
тицизме общества: шарлатаны и фокусники — есте­
ственные щиты Адептов. Общественная безопасность
охраняема лишь тем, что мы держим в тайне страшные
оружия, которые иначе могли быть употреблены про­
тив неё и которые, как вам уже говорилось, становятся
смертельными в руках злого и себялюбца.
Я кончаю, напоминая вам, что феномены, кото­
рых вы так жаждете, всегда были сохраняемы как на­
града для тех, кто посвятили свои жизни служению
богине Sarasvati — наша арийская Исида. Если бы они
были отданы профанам, что осталось бы нашим вер­
ным? Но когда время придёт и будет разрешён полный
свет в эзотерический мир с его законами, основанными
на математически точных расчётах будущего — необ­
ходимые следствия причин, которые мы всегда свобод­
но можем создавать и оформливать по нашей воле, но в
той же мере не в состоянии контролировать их послед­
ствия, которые этим самым становятся нашими власте­
линами, — тогда только поймёте вы, почему для непо­
свящённых наши действия часто кажутся немудрыми,
если не просто безрассудными.

15

II
(19—X—1880)
Мы не будем понимать друг друга в нашей коррес­
понденции до тех пор, пока не будет совершенно ясно,
что оккультная наука имеет свои методы изысканий,
такие же точные и деспотичные, как и методы её анти­
тезы — физической науки. Если последняя имеет свои
правила, так же точно имеет их и первая. И тот, кто
захочет перейти пределы невидимого мира, не может
предписать, как он сделает это, так же как и путеше­
ственник, старающийся проникнуть во внутренние,
подземные убежища благословенной Лхассы, не мо­
жет указать путь своему проводнику. Тайны никогда
не были, никогда не могут быть сделаны доступными
для обычных толп, по крайней мере до того желанного
дня, когда наша религиозная философия станет общей,
мировой. Во все времена не более нежели едва исчисля­
емое меньшинство людей обладало тайнами природы,
хотя множество было свидетелями практических оче­
видностей возможности этого обладания. Адепт есть
редкий цветок целого поколения исследователей, и что­
бы сделаться им, он должен повиноваться внутреннему
побуждению своей души, независимо от осторожных
соображений светской науки или здравомыслия.
Тот, кто хочет высоко поднять знамя мистицизма
и провозгласить его приближающееся царство, должен
подать пример другим. Он должен быть первым в из­
менении своего образа жизни и, почитая изучение ок­
культных тайн как высшую ступень знания, должен
громогласно провозгласить это, вопреки «точной» нау­
ке и противодействию общества. «Царствие Божие до­
бывается силою», — говорят Христианские мистики.

16

Чаша Востока

И лишь вооружённой рукой и будучи готовым победить
либо погибнуть, современный мистик может надеяться
достичь своей цели.
Первое и главное соображение в нашем решении
принять или отклонить ваше предложение заключается
во внутреннем побуждении, которое толкает вас искать
наших наставлений и в некотором