О знаменитых иноземных полководцах [Корнелий Непот] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

латинский язык, твердую позицию завоевали национальные литературные жанры: комедия тоги потеснила комедию греческого плаща; из гущи народной жизни пришли на сцену «кабацкие пьесы» и древняя италийская комедия масок ателлана; в творчестве Луцилия приобрела каноническую форму оригинальная римская сатира; выдающиеся ораторы рубежа II–I вв. Марк Антоний и Луций Красс, по отзыву Цицерона, сравнялись с греческими мастерами слова.

Корнелий Непот родился как раз в то время, когда римская литература достигла поры зрелости. Вместе с ним в мир пришло поколение великих талантов. Сверстниками Непота были: Цицерон, ставший для потомков энциклопедией античной языческой культуры; Варрон Реатинский — филолог-эрудит, знаток отечественной старины, один из плодовитейших писателей древности; Цезарь — гордость латинской прозы. Следом за ними выступали авторы, родившиеся в 90-80-е гг. I в. до н. э., «младшие братья» непотова поколения: лирической певец Катулл, великий поэт-философ Лукреций, мастер исторической монографии Саллюстий. В старости Непот застал первые произведения Вергилия и Горация (30-е гг. I в. до н. э.), незадолго до его смерти (29 г. до н. э.) Тит Ливии начал работать над монументальной «Историей Рима от основания города».

Великие имена блистали на фоне множества второстепенных талантов. Рим I в. до н. э. изобиловал как профессиональными сочинителями, так и авторами-дилетантами. Читательская аудитория расширилась до границ мало-мальски состоятельного и почтенного общества: рассказ о детстве писателя Горация показывает, что в это время даже мелкий служащий откупной компании старался пристроить сына в риторскую школу столицы. Появилась масса простых читателей, не знакомых с греческим языком, возник спрос на переводную литературу. Переводом и популяризацией философских сочинений занимался, например, Цицерон. Можно сказать, что во времена Непота все сколько-нибудь досужие граждане читали, все сколько-нибудь светские люди писали, упражняясь в самых разных жанрах — стихах, исторической прозе, научных исследованиях. Пылкие любители словесности, мало способные к живому творчеству, составляли генеалогические таблицы и хронологические справочники, организовывали литературные кружки и библиотеки, занимались размножением и продажей книг. К числу таких энтузиастов-дилетантов принадлежал Тит Помпоний Аттик — богатый римский всадник, знаменитый издатель, чья большая биография венчает сохранившийся сборник непотовых жизнеописаний.

Что касается римской историографии, на поприще которой подвизался Непот, то начиналась она в Риме с Анналов — летописей отечественной истории, излагавших события от основания Рима до последних лет автора. Этот монументальный жанр, уходящий корнями в календарные хроники жрецов-понтификов, образовал главное направление римской исторической прозы. Развивали его три поколения историков-анналистов, вырабатывавших форму соединения прагматического (событийного) и риторического (художественного) повествования, вершиной его стал труд Тита Ливия, благодаря которому римская историография впервые достигла вершины мировой славы. Кроме того, со второй половины II в. создавались мемуары и узкие по теме монографии, освещавшие определенные периоды современной истории. От богатой литературы этого типа сохранились до наших дней сочинения Саллюстия и Цезаря.

Произведения Непота не совпадали с традиционными направлениями отечественной историографии. Первым среди римлян, по выражению Катулла, создал он всемирную, т. е. греко-римскую, историю, предшественницей которой может считаться лишь Всеобщая История грека Полибия. Небольшой объем этого сочинения, уместившегося в 3-х книгах, намекает на облегченный характер ученого труда, ориентированного, видимо, на широкую публику. Популяризаторская тенденция просматривается также в жанре «Примеров» и в жизнеописаниях знаменитых людей. В предисловии к дошедшим до нас биографиям автор прямо обращается к читателю, не причастному к греческой образованности. Ссылки на неискушенную аудиторию встречаются также в биографиях Эпамнноида и Пелопида. Таким образом, даже при беглом взгляде на творчество Непота, этот историк предстает перед нами как популяризатор и новатор.

Эти характеристики особенно остро подчеркиваются в солидном исследовании Йозефа Гайгера «Корнелий Непот и античная политическая биография» (1985 г.). Более того, немецкий историк переворачивает наши представления о месте Непота в античной литературе, присуждая своему герою титул изобретателя политической биографии. Определяя подлинную биографию как рассказ о жизни человека с его рождения до смерти, Тайгер убедительно доказывает, что в греческой литературе этой формуле соответствовали лишь сравнительно краткие жизнеописания деятелей культуры: философов, поэтов, риторов и т. д. Факты из жизни политиков и полководцев содержались, по его мнению, либо в крупных исторических сочинениях общего характера,