href=#r108>обратно)
109
Подробнее о материалах, изложенных в дальнейших абзацах, см. особенно Эрман, «Утраченные христианские вероучения», глава 1.
(
обратно)
110
Подробное обсуждение см. в Эрман, «Ортодоксальное искажение писания».
(
обратно)
111
Более подробно об адопционистских воззрениях и тех, кто их придерживается, см. Эрман, «Ортодоксальное искажение писания», 47–54.
(
обратно)
112
Более подробно о докетизме и христологии докетов см. Эрман, «Ортодоксальное искажение писания», 181–187.
(
обратно)
113
См. с. 56–59, выше.
(
обратно)
114
Кроме того, Маркион признавал частью Писания десять посланий Павла (все содержащиеся в Новом Завете, кроме 1 и 2 Тим и Тит) и отвергал Ветхий Завет целиком, поскольку это книга о Боге Творце, а не о Боге Иисуса.
(
обратно)
115
Цитаты взяты из «Диалога с Трифоном» Иустина, 103.
(
обратно)
116
Более развернутую демонстрацию того, что эти стихи не входили в оригинал Евангелия от Луки, а были добавлены как довод в спорах против докетов, см. Эрман, «Ортодоксальное искажение писания», 198–209.
(
обратно)
117
Еще одну текстовую вставку и более подробное обсуждение данной см. в Эрман, «Ортодоксальное искажение писания», 227–232.
(
обратно)
118
Подробнее о сектантских христологических учениях и сектах гностиков, придерживающихся этих учений, см. в Эрман, «Ортодоксальное искажение писания», 119–124.
(
обратно)
119
Дополнительное обсуждение гностицизма см. у Эрмана в «Утраченных христианских вероучениях», глава 6.
(
обратно)
120
«Против ересей», 3, 11, 7.
(
обратно)
121
См. Эрман, «Новый Завет», глава 24. На эту главу я постоянно опирался во время дальнейшей дискуссии. Подробнее о ней и источниках см. Росс Кремер и Мэри — Роуз Д'Анджело, «Женщины и истоки христианства» (Ross Kraemer and Mary Rose D'Angelo,
Women and Christian origins, New York: Oxford Univ. Press, 1999). См. также Р. Кремер, «Ее доля блаженства: женщина и религия у иудеев, язычников и христиан в греко — римском мире» (R. Kraemer,
Her Share of the Blessings: Women's Religions Among Jews, Pagans and Christians in the Graeco‑Roman World, New York: Oxford Univ. Press, 1992) и Карен Й. Торьесен, «Когда женщины были священниками: главенство женщин в ранней церкви и скандалы, связанные с их подчинением в период возвышения христианства» (Karen J. Torjesen,
When Women Were Priests: Women's Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity, San Francisco: HarperSanFrancisco, 1993).
(
обратно)
122
О дальнейших подробностях см. Эрман, «Иисус», 188–191.
(
обратно)
123
См. Эрман, «Новый Завет», глава 23.
(
обратно)
124
Подробнее о доказательствах того, что Павел не писал стихи 34–35, см. особенно комментарии Гордона Д. Фи, «Первое послание к Коринфянам» (Gordon D. Fee,
The First Epistle to the Corinthians, Grands Rapids: Eerdmans, 1987).
(
обратно)
125
Наиболее подробное рассмотрение — Элдон Джей Эпп, «Текстологические, экзегетические и социально — культурные факторы, влияющие на разночтение Юния — Юниас в Рим 16:7» (Eldon Jay Epp, «Text‑critical, Exegetical and Sociocultural Factors Affecting the Junia/Junias Variation in Rom 16:7,» in A. Denaux,
New Testament Textual Criticism and Exegesis, Leuven: Univ. Press, 2002), 227–292.
(
обратно)
126
О других изменениях того же рода в Деяниях см. Бен Уитерингтон, «Антифеминистские тенденции в „западном“ тексте Деяний» [Ben Witherington, «The Anti‑Feminist Tendencies of the Western Text of Acts»,
Journal of Biblical Literature 103 (1984)], 82–84.
(
обратно)
127
Два основополагающих труда в этой сфере — Розмари Рутер, «Вера и братоубийство: богословские корни антисемитизма» (Rosemary Ruether,
Faith and Fratricide: The Theological Roots of Anti‑Semitism, New York: Seabury, 1974) и Джон Гейджер, «Истоки антисемитизма: отношение к иудаизму в языческой и христианской античности» John Gager,
The Origins of Anti‑Semitism: Attitudes Toward Judaism in Pagan and Christian Antiquity, New York: Oxford Univ. Press, 1983). Сравнительно недавняя работа — Мириам Тейлор, «Антииудаизм и особенности раннего христианства: критика консенсуса ученых» (Miriam Taylor,
Anti‑Judaism and Early Christian Identity: A Critique of the Scholarly Consensus, Leiden: Brill, 1995).
(
обратно)
128
См. Эрман, «Апостольские мужи», 2:3-83.
(
обратно)
129
Перевод Джералда Хоторна; целиком перевод этой гомилии содержится в Барт Д. Эрман, «После Нового Завета», 115–128.
(
обратно)
Последние комментарии
9 минут 22 секунд назад
2 часов 26 минут назад
17 часов 7 минут назад
17 часов 8 минут назад
22 часов 27 минут назад
1 день 2 часов назад