Идол [Владимир Михайлович Марышев] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

командного отсека дублирующей станции все киберы (чтобы не путались под ногами), приступит к выявлению сохранившихся логических цепей электронного Мозга... Опускающийся катер воткнул в почву саванны длинный клинок оранжевого пламени. Шарахнулись испуганные пятироги. Долгушин спрыгнул на землю. По пути к станции он, не замечая, что фальшивит, насвистывал мелодию модной, хотя и невероятно глупой песенки о роботе Томе, который вообразил себя человеком и из-за этого все время попадал в дурацкое положение. Операция по восстановлению электронного мозга прошла на высшем уровне. На третий день Виктор собрал автоматы, ранее изгнанные им из командного отсека, и вложил в них программу, в которой ход дальнейших работ был расписан до мельчайших подробностей. После этого техник отправился в обратный путь. Новый модуль был великолепен. Долгушин осмотрел его снаружи и изнутри. Остался доволен до такой степени, что временно освободил от работы киберов, выстроившихся перед ним в ожидании приказов. Давно у Долгушина не было такого хорошего настроения. Продолжая насвистывать пошловатую, но въедливую песенку, он отправился на прогулку. Дойдя до самого большого, напоминавшего обелиск, термитника, Виктор собрался повернуть обратно, но вдруг застыл, не в силах пошевелиться. Веселенький мотивчик оборвался. За термитником, не видимая до этого, возвышалась вылепленная из горящей на солнце янтарной массы человеческая фигура. Вглядевшись в лицо изваяния, Долгушин почувствовал, что ему не хватает воздуха. Перед ним стоял... он сам! Сходство было поразительное, но только чисто внешнее. Настоящий Виктор Долгушин не мог стоять в такой позе, и выражение лица двойника было ему чуждо. От всей фигуры янтарного Долгушина веяло чудовищной надменностью и самоуверенностью. Выдвинутое вперед колено, скрещенные на груди руки, набыченная шея. А лицо... Оно ужасно. Сузившиеся от гнева глаза, презрительно искривленные губы, набухшие на висках жилы... Голова слегка наклонена, словно для того, чтобы показать: янтарный истукан может смотреть на весь остальной мир только сверху вниз. Взгляд - бешеный, просто обжигающий яростью. Такой взгляд очень трудно выдержать. Словом, перед потрясенным Виктором возвышалась не просто статуя - это был идол страшно злого и коварного божества. Долгушин опустился на землю и обхватил руками колени. Ему стало не по себе. Создать такую скульптуру могло только разумное существо. Какая потрясающая точность передачи всех черт! А выражение абсолютного, всепоглощающего гнева? Надо быть гениальным мастером, чтобы так суметь его отобразить. И не просто отобразить, но и придумать, так как Долгушин, по характеру спокойный и выдержанный, вовсе не был подвержен припадкам гнева. Что же отсюда следует? Термиты - разумны? Невероятно! Фантастика! А он, Долгушин, спокойно ходил по этим созданиям и двигал их дома, как хотел! Виктор вскочил. Нельзя было больше так сидеть. Ему казалось, что на него сейчас смотрит вся Вселенная, ожидая его следующего поступка, что триллионы разумных существ приготовились либо рукоплескать в случае удачного решения, либо освистать Долгушина, если он их разочарует. Да, необходимо было что-то делать. Но что именно? От сознания своего бессилия и неподготовленности Долгушин готов был провалиться сквозь землю. Неожиданно вспыхнула мысль: а вдруг все это бред, и в термитах на самом деле разума не больше, чем в земных муравьях? Увидев спешащего по своим делам термита, Виктор, медленно наклонясь, протянул к насекомому руку. Термит попятился, вскинул над головой длинные передние ноги и скрестил их, как будто пытался защититься от могущественного врага. До чего же этот жест был знаком Долгушину! Как бы поступил человек Средневековья, доведись ему увидеть некое сверхъестественное существо? Наверняка осенил бы себя крестным знамением! Вот на что походило испуганное движение термита! Долгушин потер лоб. Да, теперь многое прояснилось. Термиты разумны! Цивилизация их, по аналогии с земной, занимает временной отрезок, примерно соответствующий античности. Науки еще не достигли надлежащего уровня развития, отсюда - невежество и религиозный фанатизм. Однако искусство уже находится на довольно высокой ступени. Загадочные "скульптуры" - не что иное, как изображения божеств, которым поклоняются термиты! Откуда же такая абстрактная форма? Вопрос довольно трудный, но и на него, если поразмыслить, можно ответить. Термиты - не люди. Биологические различия неизбежно порождают различия в психологии, в образе мышления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что божества в представлении термитов не имеют законченной формы, являются чем-то вроде первозданного хаоса в материальном воплощении. Вот так и появлялись уродливые идолы. Потенциально искусство термитов способно на большее, но его сдерживают религиозные рамки, раз и навсегда определившие объект изображения. Итак, термиты молятся, создают "скульптуры", жизнь в их миниатюрном мире движется размеренным