Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства[The Land of Canaan] [Айзек Азимов] (fb2) читать постранично, страница - 95


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

представляли собой крошечное меньшинство, нигде не имели власти, везде были объектом ненависти и подозрения; но иудаизм продолжал существовать еще восемнадцать веков в условиях постоянного, порой невероятно жестокого преследования.

И в некотором отношении он даже одержал победу. Земле Ханаанской, внесшей такой вклад в историю цивилизации — города, морская торговля, гончарное дело, алфавит, — предстояло сделать еще большее. Казалось, что евреев, одолевших и переживших всех своих врагов — ассирийцев, халдеев, греков, — римляне уничтожили. Тем не менее евреи сохранили себя как нацию достаточно надолго, чтобы довести развитие иудаизма до момента формирования из него христианства. А христианство, возникшее из смерти одного еврейского проповедника и миссионерской деятельности другого, впоследствии завоевало Рим и весь западный мир.














Примечания

1

[1] В Библии рассказывается история о том, как мать Моисея ухитрилась спрятать своего ребенка от возможных убийц: «…взяла корзину из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки». (Исход, 2: 3.)

(обратно)

2

[2] Библ (Библос) — название, под которым этот город был известен гораздо позднее раннего периода бронзового века. Так называли его греки. Большинство знакомых вариантов древних названий являются греческими. Египтяне называли его. кажется, Кубна, а самаритяне — Губла. В Библии он называется Гебал, и, возможно, это ближе к тому, как называли его сами жители этого города. Ныне это небольшой городок на территории современного Ливана, он называется Джубейль. В этой книге я буду использовать наиболее распространенные названия, как они даются в Библии или в греческой истории, не задумываясь о том, использовали ли в действительности эти названия сами жители или какое у них современное название. Произношение этих названий не всегда соответствует языку оригинала. (Автор приводит в скобках английские транскрипции имен и географических названий. — Примеч. пер.)

(обратно)

3

[3] У нас закрепилось это название, потому что Библия описывает этих людей как потомков сына Ноя Шема, или Сима.

(обратно)

4

[4] Однако остались народы, как древние, так и современные, не принявшие алфавит, несмотря на все его преимущества. Древний Египет, самая консервативная цивилизация, упорно настаивал на сохранении своей системы письменности до самого конца своего существования. В наши времена Китай являет собой пример нации, сохраняющей систему письма без алфавита, столь же сложную, как и у древних египтян.

(обратно)

5

[5] Российская энциклопедия датирует период правления Аменхотепа IV как 1419 — около 1400 г. до н. э., по другим источникам — 1351–1334 гг. до н. э. (примеч. пер.)

(обратно)

6

[6] По другим источникам, 1290 г. до н. э.

(обратно)

7

[7] По другим источникам, 1279 г. до н. э.

(обратно)

8

[8] По другим источникам, 1215 г. до н. э.

(обратно)

9

[9] По другим источникам, в 1212 г. до н. э.

(обратно)

10

[10] По другим источникам, 1185–1153 гг. до н. э.

(обратно)

11

[11] Имя израильского бога записывалось четырьмя согласными буквами, как латинские YHVH. Гласные не писались, и, так как более поздние израильтяне предпочитали не использовать имя бога по суеверным причинам, эти гласные остались неизвестными. Вошло в употребление имя Иегова, но оно почти наверняка неправильное, и современные ученые предпочитают имя Яхве.

(обратно)

12

[12] Поздние греки первыми наткнулись на арамейские племена на севере близ Малой Азии. Они вели там торговлю с племенем, которое называло себя Сири. Поэтому греки называли арамейцев сирийцами, а земли, которые они захватили (две северные трети западной части Плодородного полумесяца), — Сирией. То же самое и у меня: с этого момента, когда я говорю «Сирия», то имею в виду государство, управляемое из Дамаска, в более общем смысле — территорию от Дамаска на север до границ с Малой Азией.

(обратно)

13

[13] В Библии — к Сигору. Период правления Шабаки, по данным Российской энциклопедии и многих