Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы [Александр Власьевич Терещенко] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

жених должен был давать невесте-девице на убранство не менее 50, а вдове 25 сикулов серебра. Греки покупали невест (1500 л. до Р. X.); но впоследствии сами невесты стали приобретать женихов, объявляя им о своем приданом. Медея (за 1200 л. до Р. X.) называла несчастными тех гречанок, которые своим богатством жертвовали на покупку мужей. Спартанский законодатель Ликург (за 880 л. до Р. X.) запретил невесте иметь более трех пар платья и постановил обращать главнейшее внимание на нравственность девицы, а не на ее состояние. Афинский законодатель Солон то же самое ввел в своей республике (за 580 л. до Р. X.). Римляне не воспрещали вступать в брак по взаимному согласию, но у них господствовало общее мнение, что невеста должна приносить приданое своему жениху. Этот обычай римлян распространился по Европе, где не ищут доброй и образованной невесты, но денег. В России также не смотрят на благородные свойства девицы, а на то, сколько при ней душ, хотя бы она была без души, по пословице: приданое на рядке, а урод на руках.

О бывшей покупке невест между всеми славянскими племенами при продаже косы и места молодой в свадебных песнях доселе сохранилось воспоминание. В то время, когда молодой хочет садиться подле своей невесты, брат ее или кто другой из родственников не допускает его. Тогда дружка вступает с ним в торг. Сестра умоляет брата не продавать ее, а если продавать, то дорого:

Братец, постарайся,
Братец, поломайся!
Не продавай сестру
Ни за рубль, ни за золото.
Братец, постарайся,
Братец, поломайся!
Не продавай сестру
Ни за рубль, ни за золото.
Когда брат продает, то поют:
Братец татарин
Продал сестру за талер,
Русу косу за полтину.
Или из червонорусской свадьбы:
Ой, татар братчык, татар,
Продав сестру за талар,
Русу косу за шостак,
Быле личько такий так.
По продаже молодой садится, а невеста говорит ему:

Садись, добрый молодец,
Не с гордостью, не со спесью;
Садись с Божьего милостью.
ВЕНО
В христианском мире приданое известно под именем вено. Между эльбскими и одерскими славянами оно означало плату, которую жених давал за невесту отцу или ее сродникам[2]. Посему языческое вено означало вознаграждение за девическую невинность; следовательно, девиц покупали, но женихов обязывали особыми договорами содержать будущих своих жен прилично до самой смерти и в случае несогласия или разрыва между ними наделять их особым содержанием. Государи и владетельные князья давали на собственное содержание жен города и области; вельможи и богачи на тот же предмет отписывали часть имения; недостаточные обязывались вознаградить единовременно[3].

У нас княжеские невесты не приносили приданого. Когда Эфанда, супруга в. к. Рюрика, родила Игоря, то он дал ей в вено город Ижору с окрестностями. Равноапостольный в. к. Владимир I, женясь на греческой царевне Анне, возвратил ее дядям город Корсунь вместо вено[4]. В. к. Ярослав I отдал супруге своей Ингигерде ижорскую страну вместо вена и проч. Следовательно, вено тогда разумелось уже приданым, определяемым при брачных условиях.

ПОДАТЬ С ЖЕНИХА ПО ЧЕРНОЙ КУНИ
У нас существовало еще обыкновение, что за девственную непорочность брали с жениха вместо подати по черной купи в пользу князя. Эта подать, наложенная в. к. Ольгою (в начале X века), освобождала новобрачную проводить первую ночь с князем или с тем, на чьей земле жила она. Ольга, уничтожив это право, возвысила нравственность семейной жизни. Впоследствии сей сбор обращен в денежный; но он долго, до конца XVIII в., назывался куничньм. Помещики брали со свадеб деньгами. Теперь получают венечный побор одни священники. При феодальном правлении также было в обыкновении по всей Европе, что владетель земли проводил с новобрачною первую ночь[5].

КРАЖА ДЕВИЦ
В древние времена вменялось молодым людям в особую честь приобретать жен воровством. Молодой человек не прежде мог иметь девицу своею женою, пока не украдет ее. Спартанцев с детства приучали к искусному воровству; посему никто из них не мог вступить в брак, не похитив девицы. После похищения жених объявлял о том своим родителям, которые хлопотали уже о браке. Неудачное похищение наказывалось розгами, и это не считалось пороком: похищенная девушка была всеми признаваема за настоящую жену. В первых веках монархического правления римлян было также в обыкновении похищение девиц. По разрушении Римской Империи это обыкновение продолжалось долго между германскими народами и потом перешло к славянским племенам: родимичам, вятичам и северянам. Во время игр и плясок мужчины выбирали невест и уводили их с собой