История древней Ассирии [Д Ч Садаев] (fb2) читать постранично, страница - 116


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

см. «За рубежом». 1973, № 28, ноябрь.

(обратно)

29

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963, с. 278-279 (пер. В. В. Струве).

(обратно)

30

А. Д. Григорьев. Повесть об Ахикаре Премудром. – «Чтения в Московском обществе истории и древностей российских». Кн. I, СПб., 1912.

(обратно)

31

Кроме них в это число входили триада Ану-Бел-Эа, а также богиня Белит (супруга Бела) и бог бури Адад. Ассирийцы, восприняв почитание этой божественной группы, поставили над ней в качестве верховного главы своего бога Ашшура.

(обратно)

32

И. М. Дьяконов. У стен Ниневии. – Древний Восток. 1951, с. 118-119.

(обратно)

33

Г. Масперо. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала. II. Ассирия. М., 1916, с. 110-118.

(обратно)

34

Г. Масперо утверждает, что этот акт подлинный, составлен в царствование Асархаддона (декабрь 673 г. до н. э.).

(обратно)

35

Эти повествования, явно анекдотического характера, записал в середине V в. до н. э. Геродот, который не был знаком с ассирийским и вавилонским законодательством.

(обратно)

36

Этот обычай, засвидетельствованный в среднеассирийских законах, носит в юридической литературе название левират. Здесь предусматривается возможность несогласия младшего брата на брак с вдовой старшего. В таком случае обиженная невестка имеет право снять с ноги своего деверя сандалию и плюнуть ему в лицо в присутствии старейшин. После этого обидчика все будут презирать и именовать «разутый». Закон не предусматривает обратного случая, то есть возможности отказа невестки выйти замуж за деверя. Считалось, что вдове не придет в голову отказаться от такого счастья.

(обратно)

37

От XXVI в. до н. э. сохранился лечебник на шумерском языке, перечисляющий компоненты из растительных, животных и минеральных элементов, из которых приготовлялись припарки и микстуры (см.: С. Н. Крамер. История начинается в Шумере. М., 1965).

Вполне возможно, что аналогичными старинными лечебниками, переведенными на аккадский язык, пользовались полторы тысячи лет спустя ассирийские врачи. Ассирийская медицинская литература пока еще не обнаружена, но врачи в документах упоминаются. Утверждение Геродота о том, что Ассирия не имела врачей, ошибочно.

(обратно)