Царица Савская [Рольф Байер] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

библейский текст умалчивает, что визит царицы, возможно, был вызван широкими торговыми отношениями.

Золото, подаренное царицей, богатство огромной цены, направило фантазию толкователей и рассказчиков к все более и более смелым умозаключениям. Было ли золото использовано для строительства храма или, может быть, трон Соломона был сделан из савского золота? Царица Савская восхваляет этот трон. Еврейские ученые, которые, как правило, плохо относились к царице Савской, считали, что часть этого золота была положена в сокровищницу храма. И Иуда Искариот, предатель Иисуса, якобы получил свою награду, тридцать сребреников из савской части храмовых сокровищ.

Не золотые монеты, а чашу преподносит Соломону царица Савская в эфиопской церкви. Из нее пил Иисус во время последней вечери. Другие христианские легенды утверждают даже, что подношения трех волхвов происходили из сокровищ царицы Савской.

Не везде богатство играет такую важную роль. Персидские мистики особенно принижают богатство обоих монархов. Эта тенденция прослеживается также и в Библии, а именно — в параллельном сообщении об истории посещения во второй Книге Паралипоменон, которая возникла только в 5 в. до н. э., то есть почти на 450 лет позже, чем текст из Книги Царств. В ней царица восхваляет не земной трон Соломона, а вечный престол у «Господа Бога твоего» (гл. 9,8). Она восхваляет также не его богатство, а его исключительную мудрость (гл. 9,5–6). Причиной этого явного расхождения является катастрофа 587 до н. э. — завоевание Иерусалима Навуходоносором, разрушение храма и насильственный увоз высшего слоя еврейского общества в вавилонский плен на целых шестьдесят лет. Библейским рассказчикам не казалось больше целесообразным прославлять политическое господство и мирское богатство. Соломона наделили высокими духовными качествами, а вместе с ним и царицу Савскую.

Совсем иначе было в эпоху Соломона. Тогда сосуществовали в согласии и религия Яхве, и мирское богатство во всем его великолепии. Женщина из чужой страны объединяет их в своем восхвалении. Черты жизнерадостности и открытости характеризуют этот образ, который со своей стороны был продуктом той эпохи, метко названной «Соломоновым Просвещением».

По не известным до сих пор причинам религиозный человек того времени поворачивается к мирским сферам жизни. Развивается естествознание, и Соломон слывет лучшим его знатоком. Развивается также и светское правосудие, о котором свидетельствует знаменитое «Соломоново решение». Процветают историография и литература. Так, например, в это время создается великолепная повесть об Иосифе. Житейские мудрости, собранные из различных источников, называли изречениями Соломона. Но прежде всего царю приписывалась первоначально чисто мирская «Песнь Песней».

«Историческая Библия» 15 века в какой-то мере позволяет ощутить дух той блестящей эпохи Израиля при Соломоне. Дважды он появляется как проповедник, один раз как мудрый справедливый судья в знаменитом «Соломоновом решении» — в споре двух женщин из-за одного ребенка. Так как каждая утверждает, что является настоящей матерью, Соломон приказывает разрезать ребенка и дать каждой женщине половину. Настоящая мать отказывается, чтобы спасти жизнь ребенку, а ненастоящая соглашается с приказом. Блеск и славу Соломона, как показывает миниатюра, разделяет также и царица Савская.

В атмосфере «Соломонова Просвещения» миролюбивый царь и образованная царица Савская вполне могли встретиться как равноправные партнеры. Царице Савской доказуемо не приписывается ни одного слова о многоженстве Соломона, о его семистах женах и трехстах наложницах. Наоборот, оба монарха обмениваются своими знаниями и мудростью: их встреча совершенно лишена обычного ритуала покорения женщины.

Этот «просвещенный» женский образ был однако бельмом на глазу для многих толкователей, что привело к различным версиям, которые изменили пропорции. Противоречия между положительным и отрицательным образом царицы и вытекающая отсюда напряженность были причиной многочисленных вариаций в изображении царицы Савской в трех великих традициях — в иудействе, исламе и христианстве. Эта увлекательная захватывающая игра образов никогда не прекращалась.

То, что ее образ либо иконизирован, либо демонизирован, становится понятным также, если ближе рассмотреть, как относился к царице Савской Иисус. Судя по всему, он был о ней высокого мнения, правда, довольно противоречивым образом.

По крайней мере, царица Савская появляется в одном загадочном изречении, которое с большой долей вероятности принадлежит Иисусу, а не приписано ему. Там сказано:

«Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой…» (Евангелие от Матфея, 12,42).

Иисус представляет здесь царицу из дальних стран как «свидетельницу» Страшного Суда, ее роль отнюдь не веселая. Она предстает как последний судия, и поэтому