Дени Дидро [Тамара Борисовна Длугач] (fb2) читать постранично, страница - 61


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

по ложному обвинению в убийстве сына на религиозной почве был приговорен к смертной казни и колесован.

(обратно)

4

«Encyclopedie ou dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers». V. I–XVII. Paris, 1751–1772, 1780.

(обратно)

5

Сементковский Р. И. Денис Дидро. СПб., 1896. С. 33.

(обратно)

6

«Наказ» Екатерины II был написан ею в 1767 г. и предназначался для депутатов комиссии из разных сословий по составлению нового Уложения (кодекса русского государства) взамен устаревшего Соборного Уложения 1649 г. Основная идея заключалась в обосновании самодержавия, но много внимания уделялось и развитию торговли, ремесел, утверждался принцип веротерпимости. Новое Уложение не было составлено, так как комиссия была распущена Екатериной в 1768 г.

(обратно)

7

«Племянник Рамо» при жизни Дидро опубликован не был, французское издание появилось в обратном переводе с немецкого в 1821 г.; в 20-томном издании сочинений Дидро (1875–1877) это произведение вышло без купюр.

(обратно)

8

О внутренней противоречивости диалога см. книгу М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (М., 1974). Идею диалогичности логики разрабатывает В. С. Библер (см.: Библер В. С. Мышление как творчество).

(обратно)

9

Ш. Палиссо — второстепенный писатель, идейный противник энциклопедистов, автор комедии-пасквиля на них под названием «Философы».

(обратно)

10

Человек производящий (лат.).

(обратно)

11

Деклассированность Рамо, несоответствие его интересов духу стяжательства буржуа в известной мере определены его положением творца (см. по этому вопросу: Stiehler G. Der Neffe Ramo und «Phanomenologie des Geistes» // Deutsche Akademie der Wissenschaften. Schriftenreihe der Arbeitsgruppe zur Geschichte der deutschen und franzosischen Aufklarung. Berlin, 1966).

(обратно)

12

На французском языке роман «Жак-фаталист и его хозяин» появился вместе с «Монахиней» в 1796 г.

(обратно)

13

См. по этому вопросу работы французских и советских психологов: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969; Восприятие и действие (под ред. А. В. Запорожца). М., 1967, и др.

(обратно)

14

Вспомним здесь противоположные высказывания Ламетри, Гольбаха и Гельвеция.

(обратно)

15

Мыслители XVII в., утверждая господство человека над страстями, апеллировали к познанию, просветители XVIII в. — к воспитанию.

(обратно)

16

Совершенно необходимые (лат.).

(обратно)

17

Говоря словами Канта, предмет дается художником так, как если бы он был природой, следовательно, здесь он не просто «природен». Мы опять видим сходство взглядов Дидро и Канта.

(обратно)

18

«Здесь исходный парадокс суждений вкуса уже перестает быть общим требованием к любому искусству, любой эпохи, но приобретает точную прописку в культуре XVIII в., в культуре Просвещения, где противоречивое сочетание утонченности и естественности, элитарности и руссоизма оказывается важнейшим определением всех эстетических стремлений» (9, 162).

(обратно)

19

Данный параграф не является детальным раэбором эстетических взглядов Канта в их сопоставлении со взглядами Дидро; это сделал В. С. Библер в своей статье «Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант» (в кн.: Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980). Оценивая всю культуру Просвещения как культуру «просвещенного вкуса», В. С. Библер пытается раскрыть это определение на таких кантовских характеристиках Просвещения, как способность иметь собственное суждение, умение мыслить всегда в согласии с самим собой и готовность поставить себя на место другого; средоточием всех трех является «широкий образ мыслей».

(обратно)

20

Перевод с французского выполнен И. С. Шерн-Борисовой по изданию: Diderot D. Oeuvres philosophiques, ed. P. Verniere. Paris, 1961. P. 627–644.

(обратно)

21

«Нравиться лучшим мужам — не высшая похвала» (лат.).

(обратно)

22

«Без гнева и пристрастия» (лат.).

(обратно)

23

Брадор — хирург герцога Орлеанского.

(обратно)