Всемирная история. Том 2. Бронзовый век [А Н Бадак] (fb2) читать постранично, страница - 212


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

периода является дальнейшее развитие рабовладельческих отношений в древнейших центрах цивилизации. Благодаря уменьшению роли больших хозяйств с примитивной формой эксплуатации растет рабовладение частных лиц, а также работорговля. Учащаются случаи превращения в рабов разорившихся общинников. Старая родовая знать, имевшая рабов, теперь должна уступить место новым слоям рабовладельцев. Возрастает товарность рабовладельческих хозяйств, обмен, усиливается значение денег. Появляются законы, призванные поддерживать имущих.

Политическая история этого времени — сплошные войны. Их ведут теперь с целью захвата рабов и грабежа чужого имущества. Развиваются дипломатические отношения между рабовладельческими государствами. В результате объединения одних государств против других возникают все новые и новые войны. Идет борьба мощных государств за право подчинять себе более слабые государства, народы и племена.

Впервые на смену межплеменным отношениям приходят международные и начинается их история. Но рабовладельческие государства продолжают существовать среди океана первобытнообщинных племен, которые надолго становятся объектами грабежа.

История человеческой культуры этого времени отмечена появлением первых значительных памятников художественной и политической литературы, дошедшей до нашего времени. Художественная литература сохранила для потомков древнейшие эпические предания, легенды, сказки, песни. В это время систематизируются научные знания, появляются открытия в математике, астрономии, медицине (Китай). Получают дальнейшее развитие исторические мифы разных народов.

История культуры указанного периода отличается еще и тем, что именно тогда было положено начало созданию алфавита, распространившегося впоследствии в евроазиатском регионе. Тогда же зародилась и письменность древнего Китая.

Примечания

1

[1] Энси или энсиа (аккад. ишшиаккум, ишшаккум; шумерское устаревшее прочтение — патеси) — в Древней Месопотамии с 27–26 веков до н. э. правитель города-государства. Термин этот, видимо, означал «господин (или жрец) закладки сооружений». В действительности, однако, энси имел и культовые, и даже военные функции, так он возглавлял дружину из храмовых людей.

(обратно)