Sin”, в
The Messianic Idea in Judaism and Other Essays on Jewish Spirituality (Нью-Йорк, 1971); “Jacob Frank and the Frankists,” в G. Scholem,
Kabbalah (Нью-Йорк, 1987).
(
обратно)
165
Наличие алхимической лаборатории у Якова Франка документально показано во втором томе A. Kraus,
Frank i Frankisci polscy (Краков, 1895), с. 73. В нескольких местах своей «Книги слов Господних», сохранившейся в виде рукописи на польском языке, Франк говорит об алхимии, особенно в пар. 254: «Подобно тому, как весь мир ищет способ и мечтает изготовлять золото, я мечтаю превратить вас в чистейшее золото».
(
обратно)
166
О Добрушке см. G. Scholem
, Du Frankisme au Jacobinisme: La vie de Moses Dobruska alias Franz Thomas von Schönfeld alias Junius Frey, пер. Н. Дойч (Париж, 1981).
(
обратно)
167
О Гиршфельде см. мою статью в
Yearbook of the Leo Baeck Institute 7 (Лондон, 1962), с. 247-78.
(
обратно)
168
См. J. Katz,
Jews and Freemasons (Кембридж, 1970), с. 26-53.
(
обратно)
169
Kopp, op. cit., т. II, с. 232.
(
обратно)
170
De Verbo Mirifco (Базель, 1494) и De Arte Cabalistica (Хагенау,
1517).
(
обратно)
171
Подробно описано в W. — E. Peuckert,
Pansophie (Штутгарт, 1936); cм. также F. Secret,
Les kabbalists chritiens de la renaissance (Париж, 1964).
(
обратно)
172
См. прежде всего C. Kiesewetter,
Faust in der Geschichte und Tradition (Лейпциг, 1893), особенно т. II.
(
обратно)
173
См. J. L. Blau
, The Christian Interpretation of the Cabala in the Renaissance (Нью-Йорк, 1944), с. 89-98, 121-44.
(
обратно)
174
«Амфитеатр вечной и исключительно истинной Мудрости, христианско-Каббалистический, божественно-магический или физико-химический триединый свод» (лат.).
(
обратно)
175
Книга Кунрата
Vom hylischen Chaos вышла на немецком в 1597 г. и на латинском год спустя. Я смог ознакомиться с нею лишь в 1978 г. в Гааге.
(
обратно)
176
Эта гравюра была напечатана отдельно после 1602 г. Посмертно выпущенное сочинение Кунрата
De Igne Magorum (Страсбург, 1608) включало в качестве приложения анонимное «Сообщение каббалиста о 4 фигурах Великого Амфитеатра Кунрада». С этим сообщением я не смог ознакомиться.
(
обратно)
177
Полемические замечания Цемаха в адрес данной гравюры были опубликованы мною в
Kirjath Sepher 27 (1951), с. 108.
(
обратно)
178
Lexicon Alchemiæ (Франкфурт, 1612), с. 295 и далее.
(
обратно)
179
«Книга иероглифических фигур» (франц.).
(
обратно)
180
На эту вставку указано в F. Secret,
Bibliotheque d’Humanisme et Renaissance 35 (1973), с. 104. О Фламеле, см. Waite,
The Secret Tradition in Alchemy, с. 137-62.
(
обратно)
181
De Igne Magorum, новое изд., с. 75.
(
обратно)
182
Трактат Фладда
Truth’s Golden Harrow был опубликован Йостеном (C. H. Josten) в
Ambix 3 (1949), с. 91-150.
(
обратно)
183
См. W. — E. Peuckert,
Pansophie, с. 245, где пентакль и гексаграмма изображены в двойном круге; Парацельс говорит, что эти фигуры всё ещё «с тщанием скрываются [некоторыми евреями], ибо с помощью их возможно совершить всё, развеять все злые чары, мощь их противостоит дьяволу и драгоценней всех фигур пентакль, sigilla Salomonis, ибо включает имя Всевышнего». Противоречие между его высказыванием и двумя фигурами очевидно. Из надписей явствует, что они имеют не еврейское, но скорее христианское происхождение. Пентакль надписан лишь латинскими буквами с греческим обозначением имени Бога, тетраграмматоном, но также с именем Иисуса в более старой транскрипции,
Jhsus; на гексаграмме латинскими буквами выведены имена
Adonai и
Jeova — вполне понятно, что всё это несовместимо с иудаизмом.
(
обратно)
184
См. E. Trunz,
Goethe’s Werke (Гамбург, 1955), т. IX, с. 717; этому превосходному изложению я в основном здесь и следую.
(
обратно)
185
Насколько я мог установить, цитаты из маго-каббалистов у Веллинга не являются аутентичными каббалистическими фразами. Они кажутся цитатами из Парацельса или связанной с его сочинениями литературы. Было бы любопытно установить источники Веллинга.
(
обратно)
186
Веллинг, похоже, понимает здесь под
Fiat (свет) божественность Христа согласно Быт. 1:3, что не признаётся евреями.
(
обратно)
187
Этингер главным образом пользовался собранием Готфрида Кристофа Зоммера, Theologiæ Soharicæ cum Christiana Amice Convenientis (Гота, 1734).
(
обратно)
Последние комментарии
10 часов 20 минут назад
17 часов 30 минут назад
18 часов 36 минут назад
19 часов 42 минут назад
20 часов 4 минут назад
20 часов 10 минут назад