Деяния Иисуса: Парафраза Святого Евангелия от Иоанна [Нонн Хмимский] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Логос единосущий, что всякого чистым содеет, 25

Духа лучами сущность смертных в сиянье облекший,

Нисходящих на землю. В бескрайнем незрим и невидим

Миропорядке, но явлен мир чрез Него беспредельный,

Миропорядком заблудшим Логос сопутный не узнан.

Подле своих пребывал Он. Свои в неразумном затменьи 30

Не почитали Его, словно гостя, а благоразумно

Чтящим и безгреховным, ум не имевшим заблудший,

Тем Он горнюю всем даровал единую славу

Чадами Бога Отца вечносущего в мире считаться,

Коих природа — не с ложа родильного, жизнь у которых 35

С мужеским вожделеньем не связана, и даже ложе

Брачное их в плотско́м единенье и не зачинало.

Все же они только Бога Отца неоранные чада!

Логос-самовершитель и Богом стал, и человеком,

Древлерожденный Потомок, в неизреченном законе 40

Лик съединивший священный с обликом человека.

В домах Бог пребывал человеков, мы Оного славу

В мужеских очесах узрели, познали мы почесть

Единородного Сына чрез наднебесного Предка,

Он благодати исполнен, Отца веселия полон! 45

Муж тот, провозвеститель о Логосе плотеносящем,

Муж сей, святой Иоанн, утвердил свидетельство речью,

Тот, кто некогда молвил непорочное слово:

«Древле меня Он явился, и после меня низошёл Он,

Тот, Кто меня превосходней, ведь от Него же и все мы 50

При полноте святой иную потом восприяли

Благодать несоравную сущей и раньше: законов

Общую книгу Родитель чрез Моисея дал людям,

Уделил же Христос благодати и истины миру!»

Саморожденного Бога воочию так и не видел 55

Никогда и никто, Своею же речью поведал

Тот об этом, кто в лоне Божьем привычном лелеем,

Единородный, сопутный Отцу, Кого видеть не должно.

Вот свидетельства слово и гласом же амвросийным

Рек Иоанн его верный, вестник истиннословный. 60

Так что племя евреев в пустынные горные чащи

Выслало бдительных му́жей-священников, также левитов,

Где обитал сей беглец, вдали поселившийся смертных,

Корень пустивший здесь, под вертепа кремнистого кровлей.

Служки сии вопрошали его с суровой насмешкой: 65

«Кто ты? Уж не Христос ли?» Им же ответствовал речью

Он, никак не скрываясь, и не отпираясь, глашатай:

«Нет, не Владыка Христос я!» Посланцы же му́жей еврейских

Божьего человека второй раз тогда вопрошают:

«Молви нам, кто ты? Не пашни ль Фе́сбити́ды насельник, 70

Илия, нам явле́нный?» И восстенал тот: «Пришёл я

В этот край не как он, я Илии вслед лишь явился».

Наглый рой возгласил служителей, ног не омывших:

«Слухи не о тебе ли? Не ты ли пророк боговещий,

Будущего провозвестник?» Ответ был на то и другое: 75

«Нет, я — не Илия, нет, не пророк я, исполненный чуда!»

Вновь возопил сей рой богоизбранных иереев:

«Кто ты? Ведь мы же отсюда, когда нам дадут разъясненье,

С гласом твоим ответным пойдём к служителям Божьим,

Мы ведь в дорогу пустились плесницею быстролётной, 80

Дабы сюда явиться. И что любознатному люду

Молвишь ты о себе?» И тот из книги священной

Праначального мужа им рек Богоданного молвью:

«Глас вопиющего я в каменистой этой пустыне.

Ныне по должной тропе Всевладетеля устремляйтесь, 85

Да почтена она будет превыше всего, как и в книге

Писано многомудрым Исайей, в вещем писанье».

Сонм неверный иной погрязших в грехах фарисеев

Выступил и вопросил боговещего мудрого мужа:

«Что же ты крестишь тогда, омывая водою колена, 90

Коль не Христос на престоле, коль не возница повозки,

Илия с о́гнем восхи́щенным с неба, коль не пророк ты

Во вдохновенье неистовый, Божьим реченьем чреватый?»

Чуда исполненным словом муж боговидный ответил:

«Вас я и сам достоин очистительной влагой 95

Окрестить, а Тот, что явится в будущем, ныне

В нашей толпе замешался; ступне́й Его даже коснуться

Смертною дланью своею не смею, дабы, приблизясь,

Хоть ремни развязать на плеснице Бого́духнове́нной!»

Было сие в Вифани́и, близ Богочтящего края, 100

Прямо напротив брегов струящегося Иордана.

Лишь даль разящая Эос заново в путь устремилась,

Муж святой Иоанн, уставив взор пред собою,

Понял: пред ним — Иисус. На идущего по дороге

Указал он перстом, подтверждая сие пред народом: 105

«Се всетворящего Бога Агнец, мне мнится, премудрый,

Молвил ибо о Нём я, идёт Он ныне за мною,

Тот, Кто там, впереди, и прежде Его я не ведал

Собственными очесами, но в образе незнакомом

Чадам Израиля, стражи не знающим, Он показался; 110

Я и пришёл, провозвестник дороги, незнаемой прежде,

Люд крестя неучёный, блуждающий и неверный».

Божьи уста отверзнув, пред всем любознатным народом,

Гласом, чарующим всех, он дал свидетельство пастве:

«Зреньем я, обетованный, узре́л на пучинах воздушных 115

Божий Дух, возносимый разумным трепетом крыльев,

В горлицы словно подобье, что на Христа воспорхнуло,

Низошёл и остался, Его же я прежде не