Даша-мула-таттва [Бхактивинода Тхакур] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

исключительно на Шри Кришну. Подобным образом преданное служение Кришне является принципом абхидхеи, а любовь к Верховному Господу, единственная потребность и конечная цель всей ведической литературы — прайоджаной. Чтобы описать эти три принципа: самбандху, абхидхею и прайоджану — я сначала объясню десять эзотерических истин, установленных Шри Чайтаньей.


Карика (объясняющий стих)

« Веды — главное письменное свидетельство, которое раскрывает следующие девять принципов:(1) Кришна — Высшая Абсолютная Истина; (2) Кришна — всемогущ; (3) Он — источник любви и всех взаимоотношений; (4) Живые существа — Его отделенные мельчайшие частички; (5) Живые существа, в силу своего конституционального положения (как пограничная энергия Господа) могут попадать под влияние материальной энергии; (6) С другой стороны, являясь пограничной энергией, живые существа, находясь в освобожденном состоянии, свободны от влияния материальной природы; (7) Живые существа и все остальное в этом материальном космосе одновременно едино и отлично от Верховного Господа, Кришны;(8) Чистое преданное служение Кришне — истинное занятие всех живых существ и метод достижения совершенства; (9) Чистая любовь к Кришне — высшая цель живого существа».


Первый принцип представляет и устанавливает доказательство, достоверный источник информации. Принципы со второго по восьмой являются концепциями самбандхи, как отмечается в Ведах. Девятый принцип указывает на абхидхею, а десятый — на прайоджану. Эти десять принципов для удобства разделяются на две категории: прамана (доказательство, подтверждение) и прамея (то, что доказывается). Первый принцип, то есть ведическая литература, — это прамана. Остальные девять, то есть со второго по десятый, относятся к категории прамея, или то, что доказывается. Из этих девяти, второй, третий и четвертый посвящены описанию высшего положения Кришны. Пятый, шестой и седьмой принципы описывают обусловленное состояние дживы (живого существа). Восьмой принцип затрагивает вечные взаимоотношения между Кришной и дживой. Этот принцип одновременного единства и отличия (бхедабхеда), необходимо понимать как непостижимую энергию Верховного Господа. Девятый принцип иллюстрирует бхакти (как деятельность дживы) и десятый — указывает на цель такой деятельности — кришна-прему. Далее я подробно изложу каждый принцип в отдельности.

Глава вторая Веда: совершенное доказательство (амная)

Следующий стих дает определение амнае (Веде):

«Знание, в форме заключений священных писаний, передаваемое от гуру к ученику по непрерывной цепи ученической преемственности, которая начинается от Господа Брахмы, творца этой вселенной, известное также как брахма-видья, или трансцендентное знание, называется амная».


Это подтверждается в «Мундака-упанишаде» (1.1.1; 1.2.13):

«Творец, хранитель и перворожденный полубог Господь Брахма посвятил своего старшего сына Атхарву в суть всего знания, известного как брахма-видья, или трансцендентная Абсолютная Истина. С помощью этого знания постигается Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога».


В «Брихад-араньяка-упанишаде» (2.4.10) говорится:

«Четыре Веды, Итихасы, Пураны, Упанишады, афоризмы и комментарии — все они изошли из дыхания безграничного Высшего Повелителя. Махабхарата, Рамаяна и другие подобные произведения являются Итихасами, или историческими повествованиями. Существует восемнадцать основных Пуран, с «Шримад-Бхагаватам» во главе, и восемнадцать второстепенных. Из самых известных ста восьми Упанишад, одиннадцать являются основными: Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайттирья, Айтарея, Чхандогья, Брихад-араньяка и Шветашватара. Шлоки — это поэтические куплеты, для создания которых используются специальные метры. Их создают риши (мудрецы). Сутры — это краткие афоризмы, записанные основными духовными ачарьями (наставниками). И анувьякхьяи — это комментарии ачарьев, объясняющие сутры. Так или иначе, принципиальное значение слова “амная” — это «Веда»


«Чайтанья-чаритамрита» утверждает (Ади, 7.132):

 «Сама по себе не требующая доказательств ведическая литература есть высшее свидетельство всего сущего, но если эта литература интерпретируется, ее свойство самоочевидности теряется».


Далее говорится (Мадхья, 6.135 и 137):

«Хотя существуют другие свидетельства, ведическая версия должна приниматься как самая главная. Версия Вед, понимаемая буквально — самое лучшее свидетельство. Утверждения Вед не требуют доказательств своей истинности. Что бы ни утверждалось Ведами, это должно приниматься беспрекословно. Если же мы интерпретируем, полагаясь на наше воображение, авторитетность Вед немедленно теряется».


Послание Вед в другой литературе


Такая литература, как, например, труды Госвами и