Ху из ху? Пособие по психологической разведдеятельности [Андрей Владимирович Курпатов] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

интонации его голоса, его одежда и т. п.). Третья часть доступной нам информации получается чисто аналитически при сопоставлении того, что вам «посылают» осознанно, того, что наш визави «производит» подсознательно, и, наконец, наши знания о человеческой природе, о психических законах.

Вот, собственно, всем этим, а точнее – выработкой навыков не хлопать ушами, а ловить ими (и кое-чем еще) всю необходимую нам информацию мы и займемся в этой книге «Библиотеки выживания». Впрочем, это еще не все. Не следует думать, что жизнь и другие люди готовы выдать нам всю информацию о себе на белом блюдечке с синей каемочкой. В действительности ни они сами, ни мы сами не имеем достаточно хорошего представления о себе, а тем более желания всю свою «подноготную» демонстрировать.


Бог знает когда, лет, может быть, пятьдесят тому назад, а может и больше, Джозеф Лафт и Гарри Инграм придумали такую штуку, которую они, используя собственные инициалы, назвали «окном Джогари». В соответствии с этой моделью социального поведения человека каждый из нас делится на четыре части: «арену», «видимое», «слепое пятно» и «неизвестное».

«Арена» – это то пространство нашей личности, которое открыто и для нас самих, и для окружающих нас людей. «Видимое» – это то, что мы (каждый из нас) знаем о себе, а другие не знают (мы редко афишируем свои страхи или какие-то иные недостатки, проступки). «Слепое пятно» – это то, что другие знают о нас, а мы не знаем о себе, пребывая в полнейшем неведении (например, не многие из тех, кто всегда перебивает собеседника, знают, что у них есть такая, не лучшая, привычка). Наконец, «неизвестное» – это то, что скрыто и от нас самих, и от окружающих (сюда, понятно, включаются скрытые потенциалы и, можно сказать, антипотенциалы личности человека).

Окно Джогари


Таким образом, если вы задались вопросом «Who is who?», а по-нашему, «Кто есть кто?» или «Ху из ху?», то вам придется осуществить крайне, надо признать, занимательное путешествие из зоны «арены» в зону «видимого», если речь идет об исследовании другого человека, или зону «слепого пятна», если речь идет о нас самих, а также, в обоих случаях – в зону «неизвестного». При достаточной сноровке у нас все должно получиться, ведь, по большому счету, ничего хитрого здесь нет, нужно просто знать и уметь, а для этого нужно изучать «предмет исследования» и тренировать собственные навыки.

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности.

Виктор Гюго
Остается еще одно, последнее, вводное замечание. Высшим классом сбора информации является умение провоцировать человека на контакт, умение понуждать другого человека к тому, чтобы он дал нам информацию о себе, о нас, о том, о чем нам хотелось бы знать. Представьте себе, что вы просматриваете пленку, где вас снимали на «скрытую камеру», когда вы находились в полном одиночестве. Теперь представьте себе, что вас снимали на ту же «камеру», но в присутствии других лиц: в одном случае – друзей и знакомых, в другом случае – родителей и наставников (преподавателей, работодателей и т. п.). А теперь представьте себе, что вы даете интервью в программе «Человек недели»… Как вам кажется, информация, которую вы сможете таким образом получить, будет одинаковой во всех случаях или разной? По всей видимости, разной, а ее различие будет продиктовано тем, в каких условиях с вас «снимали» эту информацию. Так вот, умение «снимать» информацию с другого человека – это умение заставить его быть разным, а в совокупности – таким, каковым он является на самом деле. Но все это, как уже было сказано, высший класс, а сейчас мы идем первый раз в первый класс.

Часть первая «ЭЙ, НЕ СМОТРИ ТУДА, СМОТРИ СЮДА!», или Считывайте все, что вам предлагают считать


Масяня:


Невербальное общение, друзья мои, это, понимаете ли, наиважнейший аспект общения как такового. Без него нам ни тудема ни сюдема. Вот, к примеру, взгляд, ведь это ж можно так глянуть на субъекта, что у него ножонки подкосятся да ручонки затрясутся. А жесты, это тоже вовсе не хухры-мухры! Мой-то ненаглядный Хрюнделек заявил тут давеча, мол, не желаю ли я пару литриков пивка испить? Ну я не в настроении совершенно пребывала, бровь как вскинула, голову горделиво вбок отвела и рукеры на груди сложила, без звука. Короче, смекнул парниша, что не осчастливил ни фига таким предложением, что девушка я приличная и ни к чему мне такое развлекалово. Отвалил по-быстренькому.

А еще я вам про подружку Ляськину расскажу. Она чумовая несколько и иногда чего как сотворит, не подумавши, хоть стой, хоть падай. Тусовалась она, значит, в Финке, в машине сидит, дружка своего поджидает. Тут водила чухонский показывает, мол,