Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться [Святитель Феофан Затворник] (fb2) читать постранично, страница - 87


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

нужды перескажите, и на все просите соответственной помощи. И это будет самая настоящая молитва. Можно и всегда молиться своею молитвою, не читая печатных молитв, только бы поблажки лености не было.

Но зачем Вы слушаете того, кто внушает Вам: брось молитву? Или не видите, что это враг? Явно враг. Он в уши жужжит: брось; а иногда, будто охвативши все тело, тащит поскорее в постель. Все это его уловки. Но он свое дело делает, от доброго дела отвлекая. А нам надо свое дело делать, от доброго дела не отступая, пока не кончим. Так извольте вооружиться мужеством и врага не слушайте и внимания никакого не обращайте на его жужжание. А рассерчать ещё лучше. Серчание на врага — то же, что в грудь кого подать. Тотчас отлетит.

От всей души желаю Вам успокоиться наконец.

Благослови Вас, Господи!


80. Успокоение после воздвигнутой врагом бури искушений. Сборы на родину. Последний совет

Милость Божия буди с Вами!

Ну, вот и слава Богу! Стали поперечить своим тревогам с молитвою или, лучше, врагу, воздымавшему их, — и пошел покой. Помоги Вам, Господи, и продолжать такое действование.

Так видите, какую бурю перенесли Вы! Над Вами исполнилось слово Господа: сатана просит сеять вас как пшеницу. Куда-куда он Вас не бросал?! Господь попустил, и он сеял Вас: то в одну сторону бросит, то в другую. Какая милость Божия, что наконец избавились! Вот и учитесь. Наука жизни опытом достается. Припомните хорошенько, что с Вами было во все продолжение этого дурного состояния, и поточнее определите то. Все это время Вы были под нападками врага. И знаете теперь, каковы эти нападки, как являются и как отходят. По этому и вперед узнавайте, когда подвергнетесь вражескому стрелянию. Враг всегда маскирует себя призраком правости. Но Вы не на это смотрите, а на то, что бывает в душе — именно непрестанная тревога и смутная неопределенность. По этому тотчас можете догадаться, что подошел враг, — и гоните его безжалостно отвержением и молитвою. А Божие воздействие всегда светоносно. Это ангел-хранитель влагал Вам в уши слово утешения. Навыкайте его слушаться, и он будет учить Вас всему.

Очень рад, что Вы стали на свою дорогу. И извольте трудиться над собою, приготовляясь туда, куда задумали. Враг понуждает спешить. Он всегда полошит, чтобы спутать дело. А Божие идет мирно и тихо. Нельзя иначе как с пожданием. Всему свой час. Придет час, как на санках под гору скатитесь, как я уже писал.

Собираетесь в деревню и мечтаете о сладостях деревенской жизни. Добре, добре! Та жизнь истину имеет. В городах, а паче в столицах, нет истины. Тут все комедии играют. Дай, Господи, поскорее и благополучно добраться Вам до этого места, где Вы так безмятежно росли и воспитывались. Чем помянете пребывание в древней столице?! Всяко она преподала Вам добрую науку, особенно под конец порядочно поджарила Вас на сковородке.

В деревне будете анахореткою. Присоединяю к Вашим мечтам нечто свое. Найдите естественную пещеру или выкопайте её своими руками. С одного боку, если можно, пусть будет маленький источник, с другого — какое-нибудь фруктовое дерево; спереди — небольшой цветничок. К дереву и цветам приучите несколько поющих птичек. Вставайте раньше и, уединяясь сюда, вместе с птичками пойте славу Создавшему всяческая!

Благослови, Господи, путь Ваш!

Примечания

1. Святой Андрей, поговорив наедине с этим иереем, привел его в раскаяние, и он исправился. — Здесь и далее примечания приводятся по изданию 1914 г.

2. Что дальше было, нам теперь не нужно. И юноша, и волхв обратились ко Христу. См. Четьи Минеи.

3. Почила уже материю Магдалиною в Елецком женском монастыре. О ней — в «Страннике» за 1876 г.

4. Это подробно раскрыто в брошюре епископа Феофана «Семь слов в недели, приготовительные к посту». М., 1902.

5. Письмо 26 (в конце).

6. Уклонение может быть на десную страну и на шуюю (направо и налево). Первое есть ревность не по разуму, второе — леность.

7. Письма 9, 11–13.

8. Можно ещё прибавить маленький сборничек «О трезвении и молитве из святых отцов».

9. Письма 20–21.

10. Апостол говорит: мы благоухание Христово (2 Кор. 2, 15).

11. Письма 13–14, 27.

12. Пункты «Достопамятных сказаний о подвижничестве святых и блаженных отцов».

13. Редстоке.

14. См. письмо 28.