Большая Советская энциклопедия (АК) [БСЭ БСЭ] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

объединяющие крупнейших мастеров архитектуры; играют роль научно-творческих центров и одновременно являются высшими художественными школами. Первая А. а. возникла во Франции в 1671 (Королевская академия архитектуры) в связи с усилением государственной регламентации художественной жизни. В 1823 была организована Королевская Ибернийская академия живописи, скульптуры и архитектуры в Ирландии, в 1908 — Академия архитектуры в Нидерландах, с 1951 в ГДР функционирует Германская строительная академия.

  В 1934 была организована Академия архитектуры СССР, в 1945 — Академия архитектуры УССР; в 1956 преобразованы в Академию строительства и архитектуры СССР и Академию строительства и архитектуры УССР, существовавшие до 1964.

(обратно)

Академии военные

Акаде'мии вое'нные, см. Военно-учебные заведения.

(обратно)

Академии залив

Акаде'мии зали'в, залив Охотского моря у восточного берега Азии. Длина 110 км. Ширина у входа 61 км. Глубины 20—45 м. Берега скалистые. Грунт — галька, местами песок. Зимой замерзает. А. з. в вершине разветвляется на заливы Константина, Ульбанский и Николая. Название дано в честь Петербургской АН русским путешественником А. Ф. Миддендорфом во время экспедиции 1844—45.

(обратно)

Академии Наук хребет

Акаде'мии Нау'к хребе'т, горный хребет на Западном Памире, в Таджикской ССР. Высшая точка СССР — пик Коммунизма (7495 м). Простирается в меридиональном направлении. Длина хребта около 110 км. Гребень имеет альпийские формы рельефа, 24 вершины поднимаются выше 6000 м. Сложен осадочными и метаморфическими породами палеозоя, отчасти гранитами. Покрыт вечными снегами, дающими питание большому количеству крупных ледников (верховье и притоки ледников Федченко, Гармо и др.). Общая площадь оледенения 1500 км2. Высокогорные — гляциально-нивальные и суб-нивальные ландшафты каменистого высокогорья. Открыт Н. Л. Корженевским и назван в честь АН СССР в 1927.

  Н. А. Гвоздецкий.

(обратно)

Академии художественные

Акаде'мии худо'жественные, учреждения (чаще всего государственные), являющиеся научно-творческими центрами по вопросам пластических искусств, а также высшие (иногда частные) художественные школы. Однако первые А. х., возникшие в Италии в 16 в., были свободными объединениями художников, изучавших искусство античности, приёмы великих мастеров Возрождения и уделявших большое внимание рисунку, как основополагающей форме искусства. Первой академией в собственном смысле слова была созданная в Париже в 1648 Королевская академия живописи и скульптуры, сыгравшая известную положительную роль в развитии французского искусства, разработавшая на основе эстетической доктрины классицизма точные правила т. н. «большого стиля» придворного аристократического искусства. По этим правилам обучение велось вплоть до Великой французской революции 1789, временно упразднившей академию. По образцу парижской в 17—18 вв. создаются А. х. при дворах многих европейских государств (в Вене в 1692, в Берлине в 1694, в Лондоне в 1768). В 19 в. организуется ряд академий в провинциальных городах Европы, даже некоторые частные студии называются академиями (например, академия Жюлиана в Париже). В это время А. х. становятся тормозом в развитии прогрессивного искусства, крупнейшие реалистические движения 19 в. возникают вне и вопреки им. В настоящее время А. х. в Западной Европе играют незначительную роль в определении направления художественной жизни; некоторые, например в Париже («Ecole des beaux-arts») и Лондоне, стремясь сохранить влияние, допускают в известной мере проникновение новейших художественных течений.

  Академия художеств в России была основана в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как «Академия трёх знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в Императорскую Академию художеств — правительственное учреждение, регламентирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В 18 в. — начале 19 в. петербургская Академия художеств сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине 19 в. Академия художеств превращается в консервативное учреждение, насаждавшее казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Уже в 1-й половине 19 в. русские художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов и др.) отходят в своём творчестве от официальной линии Академии художеств, а дальнейшее развитие демократического движения приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией художеств группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Всё же благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов (П.