Большая Советская энциклопедия (ЭС) [БСЭ БСЭ] (fb2) читать постранично, страница - 79


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

что члены этого дома (Агамемнон, Клитемнестра) сами виновны в совершении тягчайших преступлений против божественных и человеческих законов. Кровавая вереница отмщений-преступлений прекращается благодаря вмешательству суда афинского ареопага, чье решение освящается богиней Афиной и символизирует победу демократической государственности над архаическим законом родовой мести. Торжество принципов патриотизма и гражданского равноправия над «варварским» деспотизмом составляет основное содержание «Персов» и находит также отражение в «Семерых против Фив» и «Просительницах». Гуманистическое содержание творчества Э. с исключит. яркостью раскрывается в трагедии о Прометее — «самом благородном святом и мученике в философском календаре» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 25).

  «Отец трагедии», Э. был крупнейшим новатором в области художественной формы. Хоровые и лирические партии с участием актеров играют в его трагедиях важнейшую драматическую роль, нагнетая атмосферу волнения и тревоги и подводя действие к кульминации. Введением второго актера Э. значительно повысил роль индивидуальных персонажей, среди которых выделяются такие титанические образы, как Этеокл, Прометей, Клитемнестра. Трагедии Э. были хорошо известны в Древнем Риме; некоторые из них послужили прототипом для произведений Энния, Акция, Сенеки. В литературе и искусстве нового времени широкое отражение нашел образ Прометея.

  Соч.: Aeschyli septem quae supersunt tragoediaf, ed. D. Page, Oxf., 1972; в рус. пер. — Трагедии, пер. С. Апта, М., 1971,

  Лит.: Радциг С. С., История древнегреческой литературы, 4 изд., М., 1977; Ярхо В. Н., Эсхил, М., 1958; Lesky А., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl., Gött., 1972; Wege zu Aischylos, hrsg. von Н. Hommel, Bd 1—2, Darmstadt, 1974.

  В. Н. Ярхо.

(обратно)

Эсхин

Эсхи'н (Aischines) (около 390—314 до н. э.), афинский политический деятель и оратор. Лидер сторонников Македонии. В 346 вместе с Демосфеном участвовал в заключении т. н. Филократова мира с Македонией, крайне тяжелого и невыгодного для Афин. Обнаружившиеся тогда различия во взглядах на задачи мира переросли у Э. и Демосфена в глубокую вражду. В 345 и 343 Э. защищался от обвинений Демосфена в измене (первая и вторая речи Э. из сохранившихся трех). После установления македонской гегемонии над греческими городами Э., в свою очередь, выдвинул против Демосфена ряд тяжелых обвинений (третья речь). Но Демосфену удалось оправдаться, и тогда, чтобы избежать уплаты большого штрафа, Э. удалился в изгнание и жил главным образом на Родосе, занимаясь преподаванием ораторского искусства.

  Соч.: Discours, t. 1—2, P., 1927—28; The speeches of Aeschines, Camb. (Mass.), 1948 (рус. пер. — Греческие ораторы..., «Вестник древней истории», 1962, № 3—4).

  Лит.: Ramming G., Die politische Ziele und Wege des Aischines, Eriangeib Nürnberg, 1965 (Diss.).

(обратно)

Эсэ-Хайя

Эсэ'-Хайя' , поселок городского типа в Верхоянском районе Якутской АССР. Расположен на правом берегу р. Яна (в 18 км от реки), в 108 км к В. от Верхоянска. Добыча олова. Молочный завод.

(обратно)