Большая Советская энциклопедия (ЯН) [БСЭ БСЭ] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

class='book'>Янаби Тухват Янаби' Тухват (псевдоним; настоящее имя и фамилия Тухватулла Калимуллович Калимуллин) [2(14).2.1894 — 1939], башкирский советский поэт. Член КПСС с 1919. Родился в деревне Янаби, ныне Миякинского района Башкирской АССР. Печатался с начала 20-х гг. Автор сборников «Радость труда» (1926), «Подарок весны» (1928) и поэм об освобожденном труде. Писал также рассказы, выступал как публицист. Ответственный секретарь правления СП Башкирской АССР (с 1934).

  Соч.: Ћайламна эçэрзэр, qфq 1958; в рус. пер. — Первое знакомство. Рассказы, [Послесл. Н. Зарипова], Уфа, 1965.

  Лит.: Гайнуллин М., Хусаинов Г., Писатели Советской Башкирии, Уфа, 1977.

(обратно)

Янакона

Янако'на (исп. yanacona, от кечуанск. япакуна, мн. ч. от яна — слуга, раб), в государстве инков зависимое население (одни исследователи считают Я. рабами, другие — челядью или дружинниками, третьи — зависимыми ремесленниками). С начала 19 в. тип кабального арендатора в Боливии и Перу. Я. заключают письменный договор на аренду участка земли с выплатой ренты отработками, деньгами или натурой либо тем и другим.

(обратно)

Янаул

Янау'л, посёлок городского типа, центр Янаульского района Башкирской АССР. Ж.-д. станция на линии Казань — Свердловск. Заводы: кирпичный, консервный; маслосырокомбинат, элеватор.

(обратно)

Яначек Леош

Яна'чек (Janáček) Леош (Лео Эуген) (3.7.1854, Гуквальды, Моравия, — 12.8.1928, Острава), чешский композитор, фольклорист, хормейстер, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Член Чешской академии наук и искусств (1912). Учился в 1865—72 у П. Кржижковского в Брно и у Ф. З. Скугерского в Органной школе в Праге (1875), в Лейпцигской и Венской консерваториях (1879—80). Основал (1881) и возглавлял Органную школу в Брно (с 1919 филиал Пражской консерватории). В 1881—88 был дирижёром оркестра Чешской филармонии, одновременно редактором музыкальной газеты «Гудебни листы». С 90-х гг. собирал и обрабатывал моравский музыкальный фольклор (опубликовал около 2500 народных песен), написал статью «О музыкальной стороне моравских народных песен» (1889; труд ныне признан классическим). Основоположник национальной композиторской школы 20 в., Я. освоил неизвестный ранее древний моравский музыкальный фольклор, но в зрелых сочинениях не использовал народные мелодии цитатно. Оригинально претворил специфические черты чешско-моравской речевой интонационности (записывал нотами «речевые полевки»); синтезировал ладогармонические, метроритмические, колористические особенности народного музыкального искусства с элементами современного музыкального языка, создал свой индивидуальный музыкальный стиль, вобравший в себя достижения искусства 20 в. и отличающийся ярким национальным своеобразием. Борясь против влияния немецкого позднего романтизма на чешскую музыку, Я. опирался на русское реалистическое музыкальное искусство, франко-итальянский веризм, французскую музыку рубежа 19—20 вв. Он положил начало широкому обращению чешских композиторов в операх и программных сочинениях к русской литературе. Руководил в Брно «Русским кружком» (1896—1915). Посетил Россию в 1896 и 1902. Его фортепианное трио (1909) и струнный квартет (1923) навеяны «Крейцеровой сонатой» Л. Н. Толстого (называл его «учителем жизни»); сохранились эскизы к операм «Анна Каренина» и «Живой труп». На русских сюжетах основана симфоническая рапсодия «Тарас Бульба» (1918, по Н. В. Гоголю), опера «Катя Кабанова» (1921, по «Грозе» А. Н. Островского), опера «Из мёртвого дома» (1928, пост. 1930, Брно; по «Запискам из мёртвого дома» Ф. М. Достоевского). Среди его 9 опер выделяются «Её падчерица» («Йенуфа», 1904, Брно; пост. в Праге в 1916 и Вене в 1918 принесли Я. мировую известность) и «Приключения лисички-плутовки» (1924, Брно). В числе других сочинений — оратория «Глаголическая месса» (1926), симфониетта (1926), камерно-инструментальные ансамбли, хоры, песни и вокальные циклы, фортепианные сонаты и др. После создания независимой Чехословацкой республики творчество Я. получило широкое признание. Я. был председателем Клуба моравских композиторов (1919), представлял чешское музыкальное искусство на международных музыкальных фестивалях в Зальцбурге (1923), Венеции (1925), Франкфурте-на-Майне (1927). Его имя носят оперный театр и Академия изящных искусств (1947) в Брно. В 1948, 1958, 1965 и 1978 в Брно проводились фестивали, на которых исполнялись произведения Я.

  Лит.: Асафьев Б., Яначек, Новак, Фёрстер, Сук, Избр. труды, т. 4, М., 1955; Нестьев И., «Её падчерица» Л. Яначка, М., 1960; Полякова Л., Оперное творчество Леоша Яначка, М., 1968; её же, Чешская и словацкая опера XX в., кн. 1, М., 1978, с. 73—273; Vogel J., Leoš Janáček, Praha, 1958: Štědroň B., Leoš Janáček, Praha, 1976.

  Л. В. Полякова.

Л. Яначек.

(обратно)

Янбани

Янба'ни (кор. янбан — два подразделения, два деления), термин, обозначавший в феодальной Корее первоначально 2