Целительство. Том 2. Введение в анатомию: структурный массаж [Авессалом Подводный] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

воспринимает как болезненность, недомогание, недостаток здоровья и т. п., в предлагаемой терминологии можно назвать низким (по сравнению с желаемым) уровнем равновесия. Так, гимнаст на турнике находится на более высоком уровне равновесия, чем бегун; еще ниже располагается идущий человек, затем стоящий, сидящий, спящий и лежащий с высокой температурой и в бреду.

Таким образом, предлагаемая целительская концепция рассматривает клиента как человека в принципе здорового, но своим здоровьем (уровнем равновесия) не удовлетворенного и желающего определенной помощи от целителя. При этом отрицательная с точки зрения клиента симптоматика может оказаться любой тяжести — у него могут быть какие угодно «болезни» с точки зрения официальной медицины, — но его внутренняя установка должна быть, так сказать, оздоровительной: «У меня есть какое-то здоровье, и я хочу его улучшить; если при этом отрицательные симптомы уйдут, я буду рад, но я не ставлю это в качестве главной цели: меня устроит их ослабление или замена на менее противные».

Предлагаемые массажные приемы и непременно сопровождающие их мысленные образы автор не считает ни образцовыми, ни единственно правильными, ни самыми эффективными. Более того, по мнению автора, любой серьезный массажист должен хотя бы поверхностно ознакомиться со всеми доступными ему массажными системами (а с некоторыми из них — глубоко) и в ходе своей практики постепенно составить, так сказать, личный арсенал диагностических и манипулятивных приемов и средств, который постороннему наблюдателю может показаться несколько эклектичным, но главное здесь — это внутренняя оценка самим массажистом качества его работы и, конечно, целительский эффект — в частности, с точки зрения клиента. Однако, каждая массажная система имеет свою внутреннюю логику и энергетические возможности, и постигать то и другое лучше всего целиком, методом «погружения», а не выхватывая отдельные симпатичные приемы. К предлагаемой ниже массажной системе сказанное относится вдвойне, так как она довольно сильно отличается от распространенных в настоящее время. Обширный обзор современных по большей части нетрадиционных массажных методик представлен в книге «Исцеляющие руки. Практическая энциклопедия массажа», перевод с английского («Пластик-информ», 1992); основные приемы традиционного массажа хорошо описаны в книге А. А. Бирюкова «Баня и массаж» (Минск, «Полымя», 1989).

Глава 1 Целительство и массаж: общая философия

Массажист и клиент. Массаж лучше всего воспринимать как танец — причем не только и не столько как танец массажиста вокруг клиента, но как парный танец, своеобразное па-де-де, где иногда ведущая роль отводится массажисту, иногда — клиенту, а иногда это такое взаимодействие, в фигурах которого участники равноправны и определить ведущую роль практически невозможно.

Поэтому начало массажа можно воспринимать как ритуал приглашения на танец, где мужскую роль исполняет массажист, а женскую — физическое, эфирное и в какой-то мере астральное тела клиента. Однако прежде нужно сказать несколько слов о психологической подготовке клиента и массажиста.

В идеале вход в массажный кабинет для клиента означает перемену реальности — он входит в мир, за границами которого остаются все его житейские и мировоззренческие проблемы, эмоциональные стрессы и не разрешимые умом загадки. Здесь он будет отдавать свои долги физическому и эфирному телам, радоваться их радостям и помогать в их трудностях. Все сколько-нибудь серьезные, а особенно вызывающие эмоциональное напряжение разговоры во время массажа противопоказаны! И хотя и у массажиста, и у клиента может возникнуть большое желание обсудить психологические и жизненные обстоятельства клиента, связанные с напряжениями и другими неполадками в теле последнего, от этого следует воздерживаться до окончания сеанса; лучше проводить их в другое время и в другом месте — во всяком случае, не на массажном столе или ковре.

В основе массажа лежит физическое расслабление, которое прямо связано с психологическим, поэтому в массажном кабинете уместны рассеянный свет, спокойный интерьер, ковры, приглушенная мелодичная музыка, а главное — спокойное и приветливое лицо массажиста. Хорошо, если массажист одет в специальный костюм, не сковывающий движений и не облегающий тело слишком плотно.

Перед тем как начать сеанс, массажист должен убедиться в том, что клиент соответственно настроен, и установить с ним психологический контакт. Для успеха массажного сеанса необходимо, чтобы у клиента был определенный уровень эмоционального равновесия и внутренняя настройка на предстоящий сеанс и лично на массажиста. Если же клиент приходит крайне взволнованным и интенсивно думает о чем угодно, кроме проблем своего собственного физического тела, массажист должен постараться его успокоить и настроить на сеанс, не входя, однако, в обсуждение существа взволновавшей