Постороннее влияние… Сочинение Г. В. Кугушева [Николай Александрович Добролюбов] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Н. А. Собр. соч. в 9-ти томах. М. – Л., Гослитиздат, 1961–1964, с указанием тома – римской цифрой, страницы – арабской.


Белинский – Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. I–XIII. М., Изд-во АН СССР, 1953–1959.

БдЧ – «Библиотека для чтения»

ГИХЛ – Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч., т. I–VI. М., ГИХЛ, 1934–1941.

Изд. 1862 г, – Добролюбов Н. А. Сочинения (под ред. Н. Г. Чернышевского), т. I–IV. СПб., 1862.

ЛН – «Литературное наследство»

Материалы – Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861–1862 гг. (Н. Г. Чернышевским), т. 1. М., 1890 (т. 2 не вышел).

ОЗ – «Отечественные записки»

РБ – «Русская беседа»

РВ – «Русский вестник»

Совр. – «Современник»

Чернышевский – Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15-ти томах. М., Гослитиздат, 1939–1953.


Впервые – Совр., 1859, № 7, отд. II, с. 91–97, без подписи.

Поводом для рецензии-памфлета Добролюбова стал претенциозный роман драматурга и беллетриста князя Г. В. Кугушева. Его имя уже было в литературных кругах предметом иронических оценок и разговоров. Е. Я. Колбасин, сообщая И. С. Тургеневу литературные новости, писал ему о титулованных авторах «Русского вестника» 29 сентября 1856 г.: «Кроме князя Кугушева «Вестник» вывел на позорище другого беллетриста – тоже князя и тоже зело скорбного головою» (Тургенев и круг «Современника». Неизданные материалы. 1847–1861. М. – Л., Academia, 1930, с. 273). Новое сочинение Кугушева также вызвало ряд отрицательных отзывов: ОЗ, 1859, № 7 (автор – Т. Л.), БдЧ, 1859, № 9 (П. И. Вейнберг), PCл, 1859, № 10. Рецензия Добролюбова бьет по салонной, дворянской литературе, в которую критик включает и авторов в свое время известных «светских» повестей В. Ф. Одоевского, В. А. Соллогуба (см. статью 1857 г. «Сочинения графа В. А. Соллогуба» – I, 520–543), Е. П. Ростопчину (см. рецензию 1857 г. на ее роман в письмах «У пристани» – II, 70–87). Добролюбов верно определяет общие черты современной ему салонной беллетристики: отсутствие жизненного конфликта, пустая сентиментальность, «красноречивые выражения», надуманные ситуации. Имя Кугушева станет для Добролюбова нарицательным, примером пустословия (см.: VII, 384). В статье «Забитые люди» (наст. изд., т. 3) он будет назван среди литераторов, не имеющих «своих слов», «своего глаза».

В оценке писаний Кугушева и похожих на него беллетристов с Добролюбовым был солидарен и Д. И. Писарев (статья «Схоластика XIX века»).

Комментарии

1

РВ, 1856, май, кн. 2, июнь, кн. 1 и 2.

(обратно)

2

РВ, 1856, август, кн. 2, сентябрь, кн. 1.

(обратно)

3

Имя Григория Данилевского сокращено Добролюбовым для сходства с письменным обозначением графского титула. Г. П. Данилевский в разные годы сотрудничал в «Современнике» при поддержке Некрасова. «Сегодня ко мне обратился Некрасов с просьбой дать в «Современник» «Основьяненка» и побывать у него, – писал Данилевский А. А. Краевскому 21 сентября 1855 г. – Я давно махнул на сплетни Панаева, три года назад бросившие на меня тысячи зол и огорчений, и несмотря на то, что более трех лет не знал, где обитает редакция «Современника», я по их зову соглашаюсь снова начать с ними знакомство и переступить порог Некрасова» (Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, ф. 391, ед. хр. 320). Б 1859 г. в «Современнике» (№ 4 и 10) под псевдонимом «А. Скавронский» Данилевский опубликовал рассказы «Село Сорокопановка», «Пенсильванцы и каролинцы» (см.: Свиясов Е. В. Г. П. Данилевский и литературная полемика начала 1860-х годов. – Русская литература, 1981, № 4).

(обратно)

4

Г. Ржвеусский – польский писатель и публицист, живший в Петербурге, сторонник католицизма и польской шляхты.

(обратно)

5

Цитата из ч. II, с. 88.

(обратно)

6

Добролюбов называет имена писателей, активно выступавших еще в 30-е и 40-е гг. и занимавших охранительную позицию. Рецензию на сочинения М. М. Воскресенского см. в наст. изд., т. 1.

(обратно)

7

Называются имена издателей, печатавших преимущественно низкопробные произведения.

(обратно)