Проблема символа в современной философии [Карен Араевич Свасьян] (fb2) читать постранично, страница - 100


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

name="n_222">

19

Норберт Винер, Я—математик, М., 1967, с. 279.

(обратно)

20

«Les démons sont puants»—«Бесы вонючи», по уверению старых экзорцистов. Ср.: R. Gagey, Satan et l'Amour, Bruxelles, (s.a.)

(обратно)

1

К. А. Тимирязев, Сочинения, М., 1939, с. 378.

(обратно)

2

В. И. Вернадский, Гете как натуралист.—Бюлл. МОИП. т. 51, Отд. геол., т. 21, вып. 1, с. 37.

(обратно)

3

Разговор с Эккерманом от 19 февраля 1829 года.

(обратно)

4

И. В. Гёте, Избранные философские произведения, сс. 371, 336, 335.

(обратно)

5

Э. Метнер, Размышления о Гете, т. 1, М., 1913, с. 110.

(обратно)

6

И. В. Гёте, Избранные философские произведения, с. 335.

(обратно)

7

И. В. Гёте, Собрание сочинений в 10 тт., т. 3, М., 1976, с. 574.

(обратно)

8

Из письма к Якоби от 5 мая 1786 года. Цит. по кн.: Rudolf Steiner, Die Rätsel der Philosophie, Bd. l, Berlin, 1914, S. 92.

(обратно)

9

Именно Гёте, этот свободный как от чувственной, так и от логической необходимости дух, творящий в чистой и свободной стихии игры, вдохновил Шиллера и к знаменитому 15-му письму об эстетическом воспитании, и к следующей фразе: «Только поэт есть настоящий человек, и лучший философ в сравнении с ним—карикатура» (Гёте и Шиллер, Переписка, т. I. М.-Л., 1937, с. 39).

(обратно)

10

И. В. Гёте, Избранные философские произведения, с. 377.

(обратно)

11

Там же, с. 340.

(обратно)

12

Сh. Sherrington, Goethe on Nature and on Science, Cambridge, 1949.

(обратно)

13

J. Ortegа у Gassеt, The dehumanization of art and others essays on culture, New York, 1956, p. 125.

(обратно)

14

Там же, с. 138.

(обратно)

15

Там же, с. 152.

(обратно)

16

Там же, с. 151–152.

(обратно)

17

Там же, с. 155.

(обратно)

18

И. В. Гёте, Избранные сочинения по естествознанию, М.-Л., 1957, с. 406.

(обратно)

19

Традиция сближения Гёте и Канта тесно связана с именами X. Ст. Чемберлена, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, И. Кона, Э. Метнера и др.

(обратно)

20

И. В. Гёте, Избранные философские произведения, с, 372.

(обратно)

21

Там же.

(обратно)

22

Goethes Naturwissenschaftliche Schriften, hrsg. von Rudolf Steiner, Bd. 3, S. 79.

(обратно)

23

Цит. по кн.: И. Лапшин, Законы мышления и формы познания, СПб., 1906, с. 211.

(обратно)

24

И. В. Гёте, Избранные философские произведения, с. 337.

(обратно)

25

Gоеthеs Werke in 40 Т., hrsg. von Karl Alt, т. 4, S. 19.

(обратно)

26

См. переписку между Гете и Шиллером (письма Гёте 410-е и 413-е и письма Шиллера 412-е и 414-е).

(обратно)

27

Goethes Werke in 40T, hrsg. von Karl Alt, т. 4, S. 30.

(обратно)

28

Goethes Naturwissenschaftliche Schriften, hrsg. von Rudolf Steiner, Bd. 3, S. 79.

(обратно)

29

И. В. Гёте, Избранные философские произведения, с. 342.

(обратно)

30

И. Кант, Сочинения в 6 томах, т. 3, с. 569–592.

(обратно)

31

И. Кант, Пролегомены…, стр. 181. Автору могли бы возразить, что его понимание и оценка кантовской философии страдает узостью и однобокостью: промахи и упущения этой философии получают иное значение, если рассматривать их не в оторванности от контекста, каковым является вся мыслительная деятельность великого философа, а в процессе их становления, роста, развития, т. е. именно в контексте целостности к полноты воззрений Канта. Резон этого возражения очевиден. Достаточно сопоставить 3-ю «Критику» Канта с 1-й или его «Метафизику нравов» с «Критикой практического разума», чтобы увидеть непрекращающееся беспокойство мысли, силящейся выйти за положенные ею самою себе пределы, борющейся со своим прошлым, зачастую опровергающей себя; историю умственных страстей гениального основоположника немецкой классической философии живописует в нашей литературе ряд работ А. В. Гулыги. Я должен здесь оговориться, что