воздушное и т. п./, сопоставимо с лат.
rex, regere: regio, regnum, regia с соответствующими значениями)» (В. Н. Топоров,
Пространство и тело /в печати/). Ср. также понятие
rajas в философии санкхьи, где оно обозначает чистый
энергетический принцип.
(
обратно)
517
Цит. по:
Dal X libro del Rg-Veda, Inni tradotti e commentati da R. Ambrosini, Pisa 1981. Отметим, что первая строчка пятого двустишия (
tásmād virắI ajāyata virắjo ádhi púruṣaḥ, RV X, 90, 5) здесь переведена несколько иначе, чем В. Н. Топоровым. Ср. у Топорова: «От него (Пуруши. — В. Т.) Вирадж родилась, от Вирадж — Пуруша»; у Амброзини: «От него родилась жизненная энергия, и от жизненной энергии родился в свою очередь человек». Важно здесь продолжение — «который, родившись, стал владычествовать над землей на востоке и на западе», — позволяющее говорить о
пространственном содержании взаимного рождения. В. Н. Топоров обращает внимание на внутреннею форму имени
Vi-rắj; Vi-rắj не есть пространство как данность, но как
энергетический принцип, приводящий к образованию („расширению“) пространства. Это значение позволяет соединить „пространственную“ и „энергетическую“ интерпретации
virắj. „Энергетическое“ представление о пространстве, которое следует из ведийского текста, соответствует представлениям о пространстве как
разворачивающемся (расширяющемся) или
сворачивающемся (черные дыры).
(
обратно)
518
Ср. космогонии, в которых мир создается из частей тела „первосущества“ — Имира в скандинавской мифологии, Пань-гу в китайской, Тиамат в вавилонской, богини земли в ацтекской и др.
(
обратно)
519
Ср. сторуких или стоголовых великанов.
(
обратно)
520
Небеса он, и храмы богов, и Хебат закрывает собою! (
Песнь об Улликумми, в:
Луна, упавшая с неба, перевод и комментарии Вяч. Вс. Иванова, Μ 1977, с. 139).
(
обратно)
521
Теогония Гесиода цит. в переводе В. В. Вересаева по:
О происхождении богов, М. 1990.
(
обратно)
522
О рождении Пегаса и Хрисаора ср.: Apoll.,
Bibl., II, IV, 2; Ovid.,
Met., IV, 785–786.
(
обратно)
523
J.-P. Vernant,
La morte negli occhi, cit., p. 72.
(
обратно)
524
Ср. египетское чудовище Амта, пожирающее души грешников (Р. И. Рубинштейн,
Египетская мифология, в:
Мифы народов мира, т. 1, М. 1987 /далее —
МНМ/, с. 421). Об окончательной смерти см: В. Я. Петрухин,
Загробный мир, в:
МНМ. т. 1, сс. 452–456.
(
обратно)
525
По Гесиоду, Горгоны живут
близ конечных пределов / Ночи (
Theog., 275-276), за Океаном, т. e. за пределами организованного (живого) мира.
(
обратно)
526
Ср. тени, временно возвращающиеся к жизни-сознанию после питья крови в XI-й песни
Одиссеи Гомера.
(
обратно)
527
Ср.:
Сам я барана и овцу над ямой глубокой зарезал. / Черная кровь полилась в нее, и слетелись толпою / Души усопших, из темныя бездны Эреба поднявшись (Нот,
Od., XI, 35, 375), а также описание поведения душ при виде пришедшего в Лид Геракла: «Души умерших, увидя Геракла, кинулись в бегство» (Apoll.,
Bibl., II, V, 12).
(
обратно)
528
Ср. странствие шумерской богини Инанны в страну мертвых (
Inanna's Descent to the Nether World, in:
ANET). Она проходит через семь ворот, после чего, при встрече „лицом к лицу“ с подземными богами, превращается в мертвое тело, в
вещь, которая вешается на крюк. Таким образом, за предельным
развоплощением, обозначаемым лишением богини космологических атрибутов (
ме), следует предельное
уплотнение, после чего она вешается на
крюк, т. е. совершенно
иммобилизуется.
(
обратно)
529
О ритуале как „инструменте“ по устранению энтропии см.: В. Н. Топоров,
О ритуале…, цит., с. 17.
(
обратно)
530
«Euhcmerus quidem Gorgona a Minerua dicit interfectam» (
Astr., II, 12, 2; цит. по: Hygin,
L'astronomie, Paris 1983).
(
обратно)
531
«Cuius caput Minerua in pectore dicitur habere conlocatum» (
Astr., II, 12, 2).
(
обратно)
532
M. Eliade,
Miti, sogni e misteri (Mythes, rèves et mystères), Milano 1976, p. 256.
(
обратно)
533
Ср., например, каменного великана Улликуми в хурритской мифологии.
(
обратно)
534
J.-Р. Vemant,
La mort dans les yeux, cit., p. 90, прим. 131.
(
обратно)
535
Самое большее, что можно сказать на основании источников, что речь идет не об
одном и том же инструменте, но об инструменте
того
Последние комментарии
12 часов 36 минут назад
15 часов 24 минут назад
2 дней 1 час назад
2 дней 10 часов назад
2 дней 15 часов назад
2 дней 18 часов назад