Язык программирования PASCAL [Александр Станиславович Цветков] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

раздел описаний

begin

операторы

end.

* Первая строка называется заголовком программы и не является обязательной.

* Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.

* Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке.

* Раздел подключения модулей и раздел описаний могут отсутствовать.

* Операторы отделяются один от другого символом "точка с запятой".


Идентификаторы и служебные слова
Идентификаторы служат в качестве имен программ, модулей, процедур, функций, типов, переменных и констант. Идентификатором считается любая последовательность латинских букв или цифр, начинающаяся с буквы. Буквой считается также символ подчеркивания "_".

Например,

a1, _h, b123 - идентификаторы,

а 1a, ф2 – нет.


Служебные слова служат для оформления конструкций языка и не могут быть использованы в качестве имен. Список всех служебных слов языка Pascal ABC приведен ниже:


and array as begin break case class const constructor continue destructor div do downto else end exit external external sync file finalization for forward function if in inherited initialization is mod not of or private procedure Program property protected public record repeat set shl shr sizeof string then to type unit until uses var while with xor


- 3 -

Тема №1. Целочисленные вычисления на языке Pascal

Program Prog1;

var a, b : integer;

begin

write ('Введите число ');

readln(a);

b:=a*a;

writeln ('Квадрат этого числа = ',b);

end.


Задание:

* Набрать и выполнить программу; понять, как она работает.

* Модифицировать программу так, чтобы она:

- вычисляла куб числа

- вводила не одно, а два числа, и вычисляла сумму их квадратов

Термины:

var

– начало секции описания переменных

a, b, Prog1

– идентификаторы (имена) различных объектов

a, b

– переменные целочисленного (integer) типа

integer

– целочисленный тип

write, writeln

– операторы вывода

readln

– оператор ввода

b := a + 1

– оператор присваивания (переменной b присваивается значение выражения a+1)

begin ... end

– операторные скобки


Переменная – это величина, которая может менять свое значение. Переменная всегда должна быть явно описана как принадлежащая какому-либо типу данных.


Тип данных – множество значений, которые может принимать объект (чаще всего это переменная) данного типа. Кроме множества значений тип данных задает множество допустимых операций. Например, целочисленный тип integer определяет диапазон целых чисел от –2 147 483 648 до +2 147 483 647, в целочисленных выражениях можно применять операции сложения, вычитания и т.п.


Непосредственные константы – это числа, используемые в арифметических выражениях. Например, в операторе b :=a+1 единица – это непосредственная константа.


Правила записи целых чисел. Целые числа записываются так же, как и в математике.

Цифрам может предшествовать знак "–" или "+" (последнее обычно не нужно). Пробелы между знаком и цифрами, а также между цифрами недопустимы. Примеры правильных записей чисел: 1, 123, –4567, 003, +012.


Оператор – инструкция языка Паскаль. Операторы отделяются точкой с запятой друг от друга. Операторы можно объединить в составной оператор, заключив их в операторные скобки begin ... end.

- 4 -


Оператор присваивания. Оператор присваивания обозначается двумя символами :=, между которыми нет пробела. Слева от знака оператора должна стоять переменная, а справа – выражение. Суть оператора заключается в вычислении выражения и присвоения получившегося значения переменной.


Примеры: a:=2; a:=2+3; a:=b*2+1;

Неправильные примеры: a+1:=a; 2:=b+3;


Очень часто используется оператор вида a:=a+1; Он не содержит ошибки. Вначале берется старое значение переменной, к нему прибавляется единица, и результат записывается в опять в переменную a. Таким образом, этот оператор увеличивает значение переменной a на единицу.


Важно следить, чтобы все переменные, используемые в правой части оператора присваивания были определены к моменту вычисления оператора. В противном случае результат будет непредсказуем.


Существует два способа задать переменной значение: оператор присваивания и оператор ввода (read или readln).


Согласование типов в операторе присваивания. Общее правило таково: тип выражения в правой части оператора присваивания должен совпадать с типом переменной в левой части оператора присваивания. Т.е. если переменная имеет тип integer, то справа должно быть выражение, значение которого есть также целое число.


Арифметическое выражение – целочисленное арифметическое выражение состоит из переменных, констант, знаков операций, скобок и вызовов функций. Правила построения выражения очень похожи те, которые употребляются в математике, за исключением деления, для которого существуют две операции, обозначаемые ключевыми словами div и mod. Надо запомнить, что знак операции умножения * никогда не