Тайные архивы русских масонов [Тира Оттовна Соколовская] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

«Не задержите денег: жена очень больна!» — писал Михаил Константинович директору Литмузея В.Д. Бонч-Бруевичу{6}.

Об отчаянном материальном положении Соколовских в 1930-е гг. свидетельствует также пьеса Тиры Оттовны «Закрепощенная женщина», написанная к 20-й годовщине революции в качестве «подношения» Сталину, и ее письмо к «вождю», в котором она характеризует себя как «непартийного большевика»{7}. Обращение это не имело последствий — ни дурных, ни хороших… Исследователи практически не имели возможности продолжать свою деятельность.

Т.О. Соколовская и ее муж погибли в Ленинграде во время блокады.

* * *
Как уже отмечалось, тема масонства вызывает сегодня массу кривотолков, поэтому не утратившие актуальности труды Т.О. Соколовской, выполненные на высоком научном уровне, представляются прекрасным материалом для переиздания.

Создавая их, исследовательница имела в виду прежде всего просветительские цели. Монографии и статьи написаны живым языком, богато иллюстрированы. Эмоциональность, образность являются неотъемлемыми чертами стиля Т.О. Соколовской{8}. Удивительным образом она умела собрать разрозненные сведения в яркую картину, свидетельством чего являются такие ее работы, как «В масонских ложах (1817–1822)», повествующая о реальной жизни человека в масонстве, или «Русское масонство и его обряды. Ложа Северной Звезды в Вологде», увлекательно повествующая о церемониале открытия ложи.

В то же время Тира Оттовна очень трезво оценивала масонство как культурное и социальное явление, не преуменьшая, но и не переоценивая его положительные и отрицательные стороны и степень влияния на жизнь людей. Ее позиция относительно деятельности вольных каменщиков, как правило, либо нейтральна, либо положительна, что является необходимым условием для беспристрастной оценки любого явления.

Все произведения Т.О. Соколовской основаны на подлинных фактах, отраженных в архивных материалах. Автор не устает разъяснять самые разные аспекты истории, философии, символики, обрядности масонов, «работавших» в России. Очень часто она публикует и комментирует важнейшие документы лож, их переписку, списки членов, что создает полноценное и многоаспектное представление о таком сложном явлении, как масонство. В целом можно сказать, что работы Т.О. Соколовской сочетают в себе «позитивистский» и «культуроведческий» подходы, и именно поэтому их переиздание так актуально сегодня. В первую очередь это относится к монографии Т.О. Соколовской «Русское масонство и его значение в истории общественного движения (XVIII и первая четверть XIX в.)».

Как уже было отмечено, большинство работ, созданных исследовательницей, представляют собой статьи и публикации документов с комментариями. Поэтому монография является наиболее полным отражением взглядов Т.О. Соколовской на российское масонство. В книге содержится большое количество фактов, переработанных таким образом, что складывается стройная картина, описывающая основные идейные понятия братства, составляющие самую суть и движущую силу масонского движения.

Книга Т.О. Соколовской «Капитул Феникса», в отличие от других работ Тиры Оттовны, касающихся жизни масонских лож и различных объединений, целиком посвящена истории одной, но очень важной «мастерской» российских вольных каменщиков. Речь идет о «блистательном» Капитуле Феникса, возглавлявшем с 1778 г. ложи, работавшие в России по «шведской системе».

К моменту написания монографии (1916 г.) подробных исследований о Капитуле практически не существовало. Думается, что секретный характер его работ, интрига возникновения Капитула Феникса и привлекли автора, заставив вынести в подзаголовок слова: «Высшее тайное масонское правление в России».

Создание Капитула явилось важным, но не единственным событием в жизни российских братьев второй половины XVIII в. В это время они искали и открывали для себя самые разнообразные масонские «системы» и выбирали те, что соответствовали их представлениям об истине и благе. В 1760—1770-х гг. в России распространились так называемые «рыцарские системы», отличавшиеся пышными ритуалами, благотворительной деятельностью, а главное, строгой и сложной иерархией.

Самый яркий период истории российского масонского «рыцарства» начался в 1776 г., когда в Швеции был посвящен в высшие степени кн. Александр Борисович Куракин. С этого момента в России стали возникать ложи, работавшие по «шведской» системе, их членами становились люди, составлявшие цвет и славу российского дворянства. Но лишь немногие из них знали о существовании стоявшего во главе объединения тайного Капитула Феникса.

По уставу «рыцарских» лож, Капитул Феникса, а с ним и все открытые по «шведскому обряду» российские ложи подчинялись Великому Стокгольмскому Капитулу и его главе, герцогу Зюдерманландскому. Все это в комплексе с тайной