Размышления о профессии [Евгений Евгеньевич Нестеренко] (fb2) читать постранично, страница - 129


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

№ 1, с. 60.

(обратно)

4

Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т., т. 6, 1959, с. 320.

(обратно)

5

Покровский Б. Классика и время. — «Сов. артист», 1972, 8 дек.

(обратно)

6

Чиликин В. Последнее интервью. — «Театральная жизнь», 1962, № 3.

(обратно)

7

Музыкальная энциклопедия, т. 4. М., «Сов. энциклопедия», 1978, с. 19.

(обратно)

8

Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т., т. 1, с. 390–391.

(обратно)

9

«Лит. газ.», 1980, 10 сент.

(обратно)

10

Любопытное сообщение было опубликовано в журнале «Наука и жизнь»:

«…австрийскому институту гигиены труда удалось установить, что работа музыканта предъявляет не менее тяжелые требования к сердцу, чем работа грузчика, лесоруба или каменщика. Так, при исполнении симфонии Брамса частота пульса у музыкантов достигла 130 ударов в минуту при норме 60–70. Однако самое удивительное заключалось в том, что некоторые условия работы музыкантов почти не отличаются от условий труда рабочих на химических и металлургических заводах: при заполненном зрителями зале содержание углекислого газа в помещении оркестра в 10 раз превышает норму (с 0,03 % оно возросло до 0,3 %), а сила звука в оркестре временами достигает 120 децибел».

(1974, № 2)
(обратно)

11

Дж. Верди в своем письме к А. Бойто от 8 ноября 1885 г. высказывался в пользу еще более низкого камертона — 432. Вот для какого строя он писал свою музыку, а мы поем ее нередко при настройке оркестра на ля, равной 444 колебаниям в секунду!

(обратно)

12

Очень полно в свое время осветил эту проблему солист Большого театра В. Г. Пашинский в многотиражке ГАБТ «Советский артист». Эта статья помещена в приложении (с. 171) /В файле — статья в Приложении «Вернется ли в оперу нормальный камертон?» — прим. верст./.

(обратно)

13

В переводе Вс. Рождественского произведение Глинки называется «Волей богов я знаю».

(обратно)

14

Покровский Б. О репертуарной политике современного оперного театра. — «Сов. артист», 1972, 21 янв.

(обратно)

15

Островский А. Н. Полн. собр. соч. в 12-ти т., т. 10. М., «Искусство», 1978, с. 147.

(обратно)

16

Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т., т. 1, с. 334.

(обратно)

17

Там же.

(обратно)

18

«Лит. газ.», 1980, 6 февр.

(обратно)

19

«Сов. музыка», 1946, № 1, с. 89.

(обратно)

20

Если вспомнить, что великий композитор-реалист прекрасно пел свои произведения, то надо отметить, что Мусоргский в этих сочинениях вернулся к первозданной сущности понятия «певец», когда сам певец был автором и текста и музыки и исполнял песни, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте. Кстати, известный исследователь происхождения русских фамилий Ю. А. Федосюк считает, что прозвище Мусорга, ставшее основой фамилии Мусоргский, произошло от греческого слова «мусоргос», что значит: певец, музыкант. (См.: Дворников Е. За семью печатями. — «Правда», 1981, 6 авг.)

(обратно)

21

Росси Э. Сорок лет на сцене. М. — Л., «Искусство», 1976, с. 249.

(обратно)

22

Ломоносов М. В. Российская грамматика. — Полн. собр. соч. в 10-ти т., т. 7. М., с. 391. Хочется привести еще оценку, данную нашей азбуке выдающимся французским лингвистом Ж. Вандриесом:

«…славянский алфавит Кирилла и Мефодия — настоящий шедевр. Как далеки от них алфавиты англосаксов и ирландцев. Эти последние приложили много усилий в течение долгих столетий к тому, чтобы приспособить латинский алфавит к своему языку, но в полной мере им это не удалось».

(«Комс. правда», 1972, 5 дек.)
(обратно)

23

Мастера Большого театра — народные артисты СССР. М., «Сов. композитор», 1976, с. 384.

(обратно)

24

Сознаюсь в «грехе»: на пластинке, записанной с Г. В. Свиридовым, я пою: «…по дороге зимней, скучной…» — и тут же: «…скушно, грустно, завтра, Нина…» Тогда я еще не выработал мнения, высказанного здесь, и произносил так, а теперь — странно слушать.

(обратно)

25

Строго говоря, у Мея написано «онѣ»,