В помощь радиолюбителю. Выпуск 20 [Валерий Александрович Никитин] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

диаметром 0,25 мм с отводом от 16 витков, считая от нижнего по схеме вывода. Поисковая катушка наматывается на рамку размерами 120x220 мм и содержит 45 витков провода ПЭЛ диаметром 0,6 мм с отводом от 10 витка, считая от верхнего по схеме вывода. Поисковая катушка соединена с основным блоком трехжильным экранированным проводом длиной 1,5 м.

Вместо транзисторов SFT308 можно использовать ГТ308Б, вместо остальных — ГТ108Б. Трансформаторы берутся от приемников «Селга» или «Сокол», динамическая головка — 0,1 ГД6. Питание осуществляется напряжением 9 В от батареи «Крона».

Глава 3 Электронные игры

3.1. Найдите «мину» [10]

Этот игрушечный миноискатель можно использовать в комнатных играх. Один участник скрытая прячет под ковриками, половиками или дорожками несколько жестяных кружков от консервных банок, а другой отыскивает их с помощью миноискателя. Его принципиальная схема изображена на рис. 12.



Рис. 12. Принципиальная схема игрушечного миноискателя


На транзисторе VT1 собран звуковой генератор по схеме индуктивной трехтонки. Колебания звуковой частоты с эмиттера транзистора через разделительный конденсатор С4 поступают на головные телефоны, которые воспроизводят звуковой сигнал. Переменным резистором R2 можно регулировать чувствительность устройства.

Частота звуковых колебаний определяется емкостями конденсаторов С1-СВ и индуктивностью поисковой катушки В1.

Если вблизи этой катушки оказывается «мина», индуктивность изменяется и также изменяется тон звука. Поисковая катушка представляет собой капсюль от головных телефонов (рис. 13) с удаленной мембраной. Вместо транзистора МП39Б можно установить ГТ108Б.



Рис. 13. Конструкция поисковой катушки

3.2. Электронная «мина»

Иванов Б. [11]


В предыдущей конструкции цель игры состояла в поиске пассивной «мины» — металлического кружка. Эта схема рассчитана на поиск активной «мины» или «жучка», которого необходимо обезвредить. «Жучок» представляет собой электронный генератор, излучающий в пространство переменное магнитное поле. Его принципиальная схема приведена на рис. 14.



Рис. 14. Принципиальная схема электронной «мины»


На транзисторах VT1 и VT2 собран симметричный мультивибратор с емкостными связями, а на транзисторе VT3 — выходной усилитель по схеме с общим эмиттером. В его коллекторную цепь включена катушка индуктивности L1, которая под воздействием импульсов мультивибратора излучает переменное магнитное поле. Катушка намотана проводом ПЭВ-1 диаметром 0,1 мм на ферритовый сердечник диаметром 8 и длиной 30 мм и содержит 800 витков. Питание схемы «жучка» производится напряжением 4,5 В от батареи 3336Л.

Поиск «жучка» осуществляется приемником магнитного сигнала, схема которого представлена на рис. 15.



Рис. 15. Схема приемника магнитного сигнала


Сигнал магнитного поля воспринимается катушкой L1 и через разделительный конденсатор С1 подается на базу транзистора VT1. После усиления этот сигнал воспроизводится головными телефонами BF1. Приемная катушка наматывается проводом ПЭВ-1 диаметром 0,12 мм на ферритовый стержень диаметром 8 и длиной 80 мм и содержит 3000 витков.

3.3. Игровой автомат «Ринт»

Андрушкевич В. [12]


Предлагаемый игровой автомат совмещает функции игры «Кто быстрее» и электронной викторины «Один правильный ответ из четырех возможных». Принципиальная схема автомата приведена на рис. 16.



Рис. 16. Принципиальная схема игрового автомата


Для игры «Кто быстрее» сначала нажимается кнопка SB6. При этом на выходе элемента DD1.2 образуется уровень логической 1. На вывод 1 элемента DD1.1 поступает через резистор R1 также уровень логической 1. Поэтому на выходе DD1.1 устанавливается уровень логического 0, на который через диод VD1 разряжается конденсатор С1. На выходе элемента DD1.3 образуется уровень 1, а на выходе DD1.4 — уровень нуля. Светодиод HL5 не горит, а на оба входа С и Р элемента DD2 поступает уровень логического нуля. При одинаковых уровнях на этих входах триггеры микросхемы DD2 переписывают нулевую информацию с входов D на соответствующие выходы. Поэтому светодиоды HL1-HL4 не горят.

Четверым игрокам предоставим кнопки SB1-SB4 и нажмем кнопку «Старт» SB5. На выходе DD1.1 появится уровень 1, и конденсатор С1 начнет заряжаться через резисторы R7 и R8. На выходах элементов DD1.3 и DD1.4 уровни поменяются на противоположные. К резисторам R3-R6 окажется подведен уровень 1 и загорится светодиод HL5, что явится сигналом для игроков. Первая же нажатая кнопка будет сопровождаться поступлением короткого положительного