Современная африканская новелла [Амос Тутуола] (fb2) читать постранично, страница - 156


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

находится под угрозой мгновенной смерти, и то, что случилось с ним, может случиться с любым другим. Так что все они должны гордиться мужеством Эйба Лоттера.

Миссис Лоттер не пошла на похороны. Она осталась в доме родителей, куда пришли соседи присмотреть за ней. В кресле сидела мать Эйба и молча плакала. Эти десять страшных дней наложили на нее тяжелый отпечаток. Она стала меньше, словно втянулась в себя, а морщины прорезались еще глубже. Вместо прежней доброты на ее лице остались только печаль и страдание.

Старик Лоттер, редко выходивший из дому, пошел на кладбище вместе с миссис Джейк. Она стояла рядом с ним на краю могилы, словно ему могла понадобиться ее помощь — но не таков он был, старый Лоттер. Он оперся о палку и смотрел на могильную яму с застывшим лицом. О чем он думал? Кто скажет. О том ли, что рудник отнял у него сына, или о том, что он клялся, что этого никогда не произойдет, но рудник тем не менее взял свое? Но ведь это не его вина, не вина старого Лоттера. Это не его рук дело; этого могло не случиться, если б его слушались и делали так, как он говорит. Но так уж всегда бывает. Ни одно младшее поколение не усваивает уроки старшего, и вот у старого Лоттера, как раз у того, кто предвидел все это, разбито сердце.

Священник стал произносить речь. Преподобный отец Питер Гендрик, в рясе и белом галстуке, стоял рядом со старым Лоттером и говорил о тех, кто в море, о тех, кто в шахтах, о тех, кто вынужден зарабатывать свой хлеб с опасностью для жизни…

Похороны Бена Джонкера происходили в тот же день. Они еще продолжались в Клара-тауне, когда белые возвращались в Вестдорп. Белые знали об этом, потому что до них через пустырь доносилось пение. Там, должно быть, также стеклось много народу, ибо пение доносилось хотя и приглушенными, но широкими волнами.

Вы могли смело сказать, что весь цветной Клара-таун вышел провожать Бена Джонкера. Люди пели медленно, в каком-то плавном, рыдающем ритме. Что пели они? Сказать об этом вначале было трудно, но, когда белые дошли до Хилл-стрит, мотив и слова песни, долетевшей через пустырь, стали отчетливы, и стало все ясно.

«Вперед шагайте… идите, словно на войну…» — пели люди Клара-тауна. Они провожали Бена Джонкера в его последний путь этим гимном, потому что так пел перед смертью Эйб Лоттер.

Примечания

1

Киссанжи (яз. нгангела) — музыкальный инструмент. — Здесь и далее примечания переводчиков.

(обратно)

2

Имеется в виду восстание 1891 г. в Португалии.

(обратно)

3

Британский чиновник, генерал-губернатор Нигерии (1900–1919 гг.).

(обратно)

4

Диалект языка акан, на котором говорят в восточной Гане.

(обратно)

5

Ньо — сокращенно от сеньор (португальск.).

(обратно)

6

Чтобы скрыть от мировой общественности кампанию разнузданного террора, организованную в середине 50-х годов нынешнего века белыми поселенцами Кении против африканского населения страны, колонизаторы сфабриковали миф о так называемом террористическом тайном обществе «мау-мау», против которого они якобы и проводили свои карательные экспедиции. В это время английские колониальные власти создали в Кении резервации, куда насильно сгоняли африканцев, чтобы изолировать их от белых.

(обратно)

7

Chick (англ.) — цыпленок; птенец.

(обратно)

8

Перевод А. Голембы.

(обратно)

9

Агбада — национальная мужская одежда в Нигерии, род тоги.

(обратно)

10

Ога — хозяин, господин (язык и́бо).

(обратно)

11

Фуфу — кушанье из растертых бананов.

(обратно)

12

Любовь моя (франц.).

(обратно)

13

Милая (франц.).

(обратно)

14

Да? (франц.).

(обратно)

15

Брусса — тропический лес.

(обратно)

16

Перевод М. Курганцева.

(обратно)

17

Мужская одежда в Уганде (яз. суахили).

(обратно)

18

Женская одежда (яз. суахили.).

(обратно)

19

Район трущоб в Кейптауне, гетто для цветного населения.

(обратно)

20

Баас — хозяин, босс (яз. африкаанс).

(обратно)