Британский музей [Т Акимова] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

оборудования помещений для хранения, была организована лотерея, которая принесла казне 100 тысяч фунтов стерлингов. Часть денег пошла на приобретение и перестройку огромного дворца Монтегю-Хаус в Блумсбери, где решили разместить коллекции. И вот 15 января 1759 это здание, уже обновленное, получило название «Британский музей» и встретило первых посетителей. Правда, многие люди месяцами дожидались своей очереди: туда пускали только по предварительной записи и далеко не всех, хотя изначально музей создавался как общедоступный. Свободный доступ публики во все галереи был открыт лишь в конце XIX века.

Мандала в виде граната. Закрытый вид
Мандала в виде граната. Фрагмент
Мощь Британской империи росла, а вместе с ней и возможности английских политиков и ученых разными способами добывать по всему миру для национального музея уникальные памятники. В 1802 после захвата Александрии у разгромленных французов изъяли собрание египетских древностей. В их числе была одна из нынешних жемчужин Британского музея — Розеттский камень, благодаря которому французский ученый-египтолог Жан-Франсуа Шампольон открыл секрет расшифровки древнеегипетских иероглифов. Но это был честно отвоеванный у неприятеля трофей, а бывало и по-другому!

В 1816 английский посол в Константинополе лорд Элгин, большой поклонник античной Греции, добился от турецкого правительства (в то время Афины принадлежали Турции) документа, где было написано: «Никто не должен чинить ему препятствий, если он пожелает вывезти из Акрополя несколько каменных плит с надписями или фигурами». Лорд широко истолковал любезное разрешение: он отослал в Лондон ни много ни мало двести ящиков, содержавших целые фризы и множество архитектурных деталей Парфенона, созданного некогда под руководством великого Фидия.

Произошел нешуточный скандал (греческую часть экспозиции Британского музея и сегодня иногда называют «коллекцией ворованных шедевров»). Представители Великобритании отвечали, что благодаря попаданию в музей барельефы отреставрированы и спасены для мировой культуры. В палате общин даже устроили специальные слушания, по итогам которых было признано, что Элгин приобрел сокровища на законных основаниях «как частное лицо». Но это не мешает Греции до сих пор требовать возвращения на историческую родину вывезенных экспонатов.

В дальнейшем пополнение коллекции музея шло более легитимными способами. Что-то покупали, что-то получали в дар. Колониальная экспансия позволила приобретать замечательные изделия индийских, африканских, ближневосточных мастеров. Британские офицеры, врачи и путешественники тогда находились во всех концах света, новые экспонаты прибывали из самых дальних уголков земного шара. В XX веке изыскания английских археологов обогатили коллекцию шедеврами египетского искусства, изделиями мастеров древнего Междуречья, памятниками доисторической и раннесредневековой культуры Британии.

А потом наступил закат колониальной эры (Африка рвала цепи, Индия тоже), но Британский музей продолжал расширяться. Появлялись новые экспонаты и подходы к музейному делу. Древнее и современное оказались совсем рядом. Еще лет 50 назад ни о какой золотой Кейт Мосс не могло бы и речи, а сегодня — запросто. Или вот недавний пример: выставка «Римский пир». Хотите узнать, чем питались в Древнем Риме? Милости просим в современный Лондон. Вход бесплатный.

Британский музей — это весь мир под одной крышей, а знакомство с его коллекцией подобно кругосветному путешествию.

Искусство древнего Востока

Карта мира. 700–500 до н. э.
Розеттский камень Древний Египет. 196 до н. э. Базальт (?). 11 2,3x75,7x28,4
На знаменитом розеттском камне имеются надписи на трех языках, содержание текста — постановление Птолемея V Эпифана, освобождавшее египетских жрецов от уплаты одного из налогов и устанавливавшее культ царя в мемфисском храме. Повторение декрета на языке царей эллинистического Египта (греческом), народном разговорном (демотическом) и иероглифическом (языке жрецов) было необходимо, ибо указ касался всех. Верхняя часть плиты не сохранилась, также пропало несколько иероглифических строк.

Надписи, начертанные на плите предположительно из темного базальта, были обнаружены в 1799 инженером Пьер-Франсуа Бушаром, который во время египетской кампании Наполеона Бонапарта копал шанцы у города Розетта. После разгрома французского экспедиционного корпуса на Ниле и сдачи Александрии розеттский камень, согласно XVI статье александрийского договора, отошел к Англии и попал вместо Лувра в Британский музей.

С расшифровки этих надписей и начинается египтология. Сличение одного и того же текста, написанного на разных языках,