Музей Каподимонте Неаполь [М Силина] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Флоренции — одна из самых значительных коллекций живописных работ гениального Тициана. Уже ради этих великолепных картин никак нельзя пропустить данный музей в своем туристическом маршруте по Италии.

Здесь посетители могут познакомиться с работами неаполитанской школы, Каподимонте хранит самое представительное собрание произведений искусства местных художников, со вкусом подобранные полотна испанского мастера Хусепе де Риберы и Луки Джордано, а также плеяды неаполитанских караваджистов. Большую часть первого этажа занимает великолепная коллекция мраморной римской скульптуры семьи Фарнезе. В верхних помещениях представлены собрания дворцовой мебели, фарфора и майолики из различных королевских резиденций Бурбонов.

Когда-то в XVIII веке король Карл VII мечтал создать достойное обрамление для своей великолепной коллекции шедевров Мазаччо, Сандро Боттичелли, Симоне Мартини, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Брейгеля, Эль Греко, Хусепе де Риберы, Луки Джордано, Аннибале Карраччи и многих других мастеров. Убедиться в блестяще выполненной королем задаче любители искусства могут, посетив дворец Каподимонте, где из окон галереи открывается прекрасный вид на знаменитый Везувий. Произведения искусства, о которых пойдет речь в этом альбоме, дадут наглядное представление о замечательной коллекции музея Каподимонте.

Пармиджанино. Благовещение. До 1540

Искусство XIV–XV веков

Николо Антонио Колантонио. Святой Иероним извлекает занозу из лапы льва. XV век. Фрагмент
Симоне Мартини (1280/1285-1344) Святой Людвиг Тулузский венчает на царство своего брата Роберта Анжуйского 1317. Дерево, масло. 200x138
Итальянец Симоне Мартини вошел в историю как один из самых заметных художников XIV века. Его образы отличаются изяществом искусства поздней готики, лиризмом тончайших силуэтов. Высокий уровень декоративной отделки работ мастера сочетается с особым спиритуализмом в подборе колорита.

В музее представлен алтарь, посвященный венчанию на царство нового короля Неаполя Роберта Анжуйского. В центральной части изображен брат Роберта, епископ Неаполя. Священнослужитель представлен большим по масштабу для того, чтобы подчеркнуть религиозный характер королевской власти, ее богоизбранность. Под центральной створкой расположился ряд сцен из жизни святых, покровителей города и его нового правителя. Алтарь служит интересным примером того, как по-новому в искусстве XIV века соединился язык религиозной живописи с политическим содержанием.

Таддео Гадди (около 1300-после 1366) Триптих: Мадонна с Младенцем и святыми 1336. Дерево, темпера. 66x1 57
Итальянский художник первой половины XIV века Таддео Гадди считается одним из самых талантливых учеников великого реформатора европейской живописи Джотто. Мастер работал в области церковного творчества, расписывал алтари. Он знаменит своими обширными фресковыми циклами из жизни святых.

Представленная часть алтаря ярко свидетельствует о характерных чертах как авторской манеры Гадди, так и искусства Италии XIII–XIV веков в целом. Художник достигает совершенства в живописи, пользуясь практически одним золотым цветом. Из светящегося фона монолитно выступают фигуры Богоматери, Младенца, святых. Изображены главные сюжеты библейской истории, традиционные для алтарного триптиха: крещение, снятие с креста и благовещение. Простота подачи сцен придает алтарям мастера обаяние, ощущение почти детской искренности веры, непосредственности религиозного чувства.

Липпо Ванни (активен с 1341 по 1375) Noli me tangere (Не прикасайся ко Мне). Около 1340. Дерево, темпера. 44x18
Створка алтаря сиенского мастера Липпо Ванни представляет библейский сюжет, известный под латинским названием «Noli me tangere» — «Не прикасайся ко Мне». Мария Магдалина стала одной из первых, кто увидел Христа после Воскрешения. Пытаясь припасть к Нему, она услышала ответ: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Картина написана в готической манере: движения условны, силуэты созданы монолитно, бросается в глаза геометрическая жесткость фигур. При всей отвлеченности средств выражения сцена очень динамична, художник выбирает стремительное движение по диагонали. Современного зрителя привлекает эта архаизированная манера изображения, которая стала синонимом простой, незамутненной веры.

Мазолино да Паникале (1383–1447) Закладка церкви Санта-Мария Маджоре. Около 1423–1425. Дерево темпера(?). 144x76
Итальянский художник Мазолино наряду со своим более знаменитым коллегой Мазаччо стоит у