Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе [Андрей Михайлович Донец] (fb2) читать постранично, страница - 60


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

— ясность, ясное; предикат (в «выведении» — прасанге). gsal ba’i ngar — сила ясности. Это характеристика ясности восприятия объекта в трансе.

gsum cu sum pa’i lha — Траястримшадэва. Название небес, расположенных на вершине горы Сумеру. gso ba — «вскармливание», усиление.

bsam gtan gyi skyon brgyad — восемь недостатков дхьяны (или самадхи). Это витарка, вичара, блаженство ума, неблаженство ума, блаженство, страдание, выдыхание, вдыхание. Они должны отсутствовать у чистого базового самапатти четвертой дхьяны.

bsam gtan gyi snyoms ‘jug — самапатти дхьяны. Это самапатти, относящееся к Миру Форм.

bsam [gtan) gzugs [med kyi snyoms ‘jug| — самапатти дхьяны и арупы. Это трансовые состояния, относящиеся к Миру Форм и Миру Бесформенного.

bsam pa’i stobs — сила обдумывания. Это одна из шести сил, благодаря которым реализуются девять состояний ума при практике шаматхи.

bsod nams kyi tshogs — собрание заслуг. Совокупность возникающих в результате совершения благого факторов, которые могут породить хорошее и считаются причиной обретения Форменного тела Будды (Самбхогакаи и Нирманакаи).

bsod nams skyes — Пуньяпрасава. Название одиннадцатых небес Мира Форм.

lha’i rna ba — божественные уши. Способность слышать звуки разной силы громкости на очень большом расстоянии (одна из пяти абхиджня).

lha’i mig — божественные глаза. Способность видеть на очень большом расстоянии, а также посмертное существование других — где родятся, кем и т. д. (один из пяти видов глаз или пяти абхиджня).

Ihag mthong — высшее видение (випашьяна). Это праджня, которая опирается на шаматху и сочетается с редкостным блаженством полной очищенности, обретенной благодаря исследовательскому созерцанию объекта.

Ihan skyes — врожденное.

than cig byed rkyen — совместно действующее условие. Это то, что порождает вещь как субстанцию, но не относится к одному с ней субстанциональному потоку.

Литература

Агван Даши. — в Se ngag dbang bkra shis. Tshad ma’i dgongs ‘grel gyi bstan bcos chen po rnam ‘grel gyi don gcig tu dril ba bio rab ‘bring tha ma gsum du ston pa legs bshad chen po mkhas pa’i mgul rgyan skal bzang re ba kun skong zhes bya ba bzhugs so (Се Агван Даши. Учебник по «Собранию тем») // Tshad ma’i don rtsa ‘grel. — Mi rigs dpe skrun khang, 1996. — C. 35–336.

Агван Нима, 1. — Кенсур Агван Нима. Переправа через реку сансары. — Автобиография / Перевод с тиб. Б. Очирова. — Улан — Удэ, 1996.

Агван Нима, 2. — Ngag dbang nyi та. Nang pa’i grub mtha’ smra ba bzhi’i ‘dod tshul gsal bar bshad pa bio gsar rig pa’i sgo ‘byed ces bya ba bzhugs so (Воззрения четырех буддийских философских школ). — XL, 4041. (Т. З). — s Go mang, 1971.

Атиша. — Jo bo atisha. Byang chub lam gyi sgron та (Светильник пути Просветления). — XL, 121. — d Ge bshes a nan tas dpar du bsgrubs.

Базаров, 1998. — Базаров А. А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. — СПб., 1998.

Будон. — Будон Ринчендуб. История буддизма / Пер. с тиб. Е. Е. Обермиллера. Пер. с англ. А. М. Донца. — Санкт — Петербург: Евразия, 1999.

Вместерожденная. — than skyes rnal ‘byor gyi khrid yid zab mo (Глубокое руководство по йоге вместерожденности). — XL, 120 1. — Б/м. Б/г.

Гедун Дандар, 1. — dGe ‘dun bstan dar ba. bSam gzugs kyi spyi don legs par bshad pa’i snying po padma dkar po’i ‘phreng ba zhes bya ba bzhugs so (Общее исследование по «Дхьянам и арупам»), — XL, 25 1. /7 The Asian Classics Input Project. Release Three. — Washington, 1993. — P. 95. — Catalog# S 0016.

Гедун Дандар, 2. — mKhas grub smra ba’i khyu mchog dge ‘dun bstan dar ba chen po’i gsung. bSam gzugs kyi mtha’ dpyod bzhugs so (Подробное исследование по «Дхьянам и арупам»). — XL, 25 1. // The Asian Classics Input Project. Release Three. — Washington, 1993. — P. 96. — Catalog # S 0017.

Гедун Дандар, 3. — d Ge ‘ dun bstan dar ba. d Ge ‘dun nyi shu’i spyi don legs par bshad pa’i snying po pad ma dkar po’i ‘phreng ba zhes bya ba bzhugs so (Общее исследование по «Двадцати Общинам»). — XL, 18 1. i!

The Assian Classics Input Project. Release Three. — Washington, 1993. — P. 94. — Catalog #S 0012.

Гедун Дандар, 4. — dGe ‘dun bstan dar ba. bs Tan bcos mngon par rtogs pa’i rgyan rtsa ‘grel gyi don rnam bshad snying po rgyan gyi snang ba zhes bya ba las skabs dang po bzhugs so (Общее исследование «Абхисамаяланкары» Майтреи). — XI., 141 1. //.The Asian Classics Input Project. Release Three. — Washington, 1993. — P. 94. — Catalog # S 0009.

Гедун Дандар, 5. — dGe ‘dun bstan dar ba. bs Tan bcos chen po dbu ma la ‘jug pa spyi don rnam bshad dgongs pa rab gsal gyi dgongs pa gsal bar byed pa’i bio gsal sgron me shes bya ba bzhugs so (Общее исследование «Введения в мадхьямику» Чандракирти). — XI., 162 I. — Potala, 1751 (?) // The Asian Classics Input Project. Release Three. — Washington, 1993. — P. 97. — Catalog # S 0021.

Гедун Дандар, 6. — dGe ‘dun bstan dar ba. rNam bshad dgongs pa rab gsal gyi mtha’ dpyod rigs pa’i rgya mtsho (Подробное исследование «Полного разъяснения мыслей [ «Введения в мадхьямику»]» Цзонхавы). — XI., 1771. // The Asian Classics Input Project. Release Three. — Washington. 1993. — P. 97. — Catalog # S 0022.

Гроф, 1994. — Гроф С. Области человеческого бессознательного. — М., 1994.

Гюнтер, 1957. — Guenther H. V. Philosophy and Psychology of the Abhidharma. 1957.

Далай–лама, 2003. — Далай–лама. Гарвардские лекции. — М., 2003.

Данба Жамсо. — Zhang bstan pa rgya mtsho. sNgags kyi dogs pa ‘ga’ zhig brjed byed byang du bkod pa spos me’i snang ba zhes bya ba bzhugs so (Шан Данба Жамсо. Заметки о проблемах Мантраяны). — XI., 13 1. — А go’i dgon sde bde chen Ihun grub gling.

Джанжа. — Lcang skya rol pa’i rdo rje. Dag yig mkhas pa’i ‘byung gnas (Джанжа Ролби Дорже. Словарь «Источник мудрецов»). — (Китай: изд. уч. лит.), 1988.

Донец, 2000. — Донец А. М. Гнев и радость в свете концепций зависимого происхождения и срединности в схоластической