Пергамский музей Берлин [М Силина] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

молитвенное положение рук могла иметь и предыдущая статуэтка. Ученые определили личность изображенного по посвятительной надписи, выбитой у него на спине. Эта скульптура символически обращалась с молитвой к стражу подземных врат Нингишзиде, именно он был покровителем всего рода Нингирсу и его отца Гудеа.

Договор с конвертом 1809–1790 до н. э. Глина. Высота — 13
В Месопотамии в XX–XIX веках до н. э. постепенно возвышается Вавилон («Ворота Бога»). Расцвет общества произошел в XVIII столетии до н. э. при выдающемся правителе — царе Хаммурапи.

Перед зрителем — юридические документы той эпохи. Именно благодаря упорядочению законодательной деятельности вавилонскому обществу удалось достичь расцвета. Такие клинописные документы археологи находят по всей территории Месопотамии, они служат главным средством реконструкции жизни древней цивилизации. Справа — конверт, нужный, чтобы обеспечить надежность договора. Если возникали претензии по его существу, часто именно нетронутость упаковки, в которую укладывали контракт сразу после заключения, свидетельствовала о том, что никаких изменений в нем после обоюдного подписания не было сделано.

Фасад храма Инанны XIV век до н. э. Обожженный кирпич. 211x973
Урук — город, который просуществовал так долго, что ни Рим, ни Вавилон не могут с ним состязаться. Историки выяснили, что он был построен в III тысячелетии до н. э. и лишь в III веке н. э. был разрушен и навсегда покинут жителями. Ученые добрались до этих пустынных холмистых мест, где кишели только комары, лишь в XIX столетии, после бурного развития науки археологии, сейчас это юг Ирака. Урук — одно из самых значительных и волнующих воображение мест на планете, ведь именно здесь были найдены древнейшие следы письменности: первые таблички датируются IV тысячелетием до н. э.! В конце 1920-х ученые из Германии начали раскопки древнего храма — святилища Инанны. Она — предшественница Иштар, главная богиня в пантеоне шумерской религии.

Ученые реконструировали часть стены, воспроизведя оригинальную кладку из кирпича. В ней были изображены чередующиеся мужские и женские фигуры, держащие сосуды, из которых струится вода. Бородатые мужчины в чешуйчатых юбках олицетворяют горы, женщины в украшенных волнистыми линиями юбках — воду. Такие символы были чрезвычайно важны для территорий Южной Месопотамии. Вода являлась источником жизни, плодородия, надежного положения человека, зависящего от грозных сил природы. Декоративный прием, который использован на фасаде, очень интересен и оригинален. Он называется «метод прямого высекания»: скульпторы рубили изображения непосредственно по кирпичу. Интересно, что в XX веке, на волне интереса к неклассическому искусству, ваятели возродили приемы древних шумеров. Примером является дом актеров МХАТ, построенный в 1930-х, арка в котором оформлена названным способом.

Печать бога Адада. IX век до н. э. Лазурит. 1 2,5x3,2
Народы Месопотамии отличались любовью к знаниям и науке. Недаром найдено большое количество изображений молитв богу письменности. Именно в Вавилонии и Ассирии появились первые систематизированные библиотеки и архивы. Однако самую важную роль в жизни общества играла, безусловно, религия, она направляла всю остальную деятельность древних. У каждого города, каждой династии имелся свой бог-покровитель. В 1910-е немецкие археологи во время работ на территории Древнего Вавилона обнаружили в одном раскопе парфянского дома две корзины, наполненные жемчугом, а также разными предметами культового и бытового назначения. Некоторые из находок относились, по-видимому, к святилищу бога Мардука в Эсагиле. Это был один из крупных культурных центров всей Вавилонии. Во времена Парфянского царства (I век до н. э.) святилище оказалось заброшено и пришло в упадок. Скорее всего, владельцы дома вынесли и спрятали у себя некоторые ритуальные предметы из Эсагила.

Данный примечательный оттиск из лазурита является ритуальной печатью бога грома и дождя Адада. В одной руке у героя — молнии, другой он держит двухголовое мифическое существо. Одежда бога и пространство вокруг щедро оформлено астрологическими символами. Вавилоняне были превосходными астрономами, именно они разработали календарь, который переняли греки, а позже и вся Европа. Дело, однако, в том, что точные научные расчеты стали бы невозможны для них без религиозных и мистических верований, даже суеверий, позволивших сделать верные наблюдения. Спустя двести лет после изготовления на ритуальной печати по специальному распоряжению царя Асархадона было написано имя Мардука, о чем свидетельствует текст.

Ортостат с рельефом 880–856 до н. э. Алебастр. 234x215
Ортостат — это название плиты с рельефом в ассирийском искусстве, которое