Идеологическая неразбериха в современной России. Истоки и причины (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Во-первых, их одновременно некое множество для разных категорий граждан. Власть ищет пути защиты от внешних недругов и укрепления внутреннего порядка. Ученые изобретают методы борьбы с болезнями и продления молодости, а заодно разрабатывают средства укрепления обороноспособности. Бизнес в борьбе с внешними конкурентами должен позаботиться о неуклонном росте уровня жизни общества, а заодно обеспечить ресурсами все устремления власти и ученых. А простые граждане упорным трудом подкрепить и обеспечить успех всех вышеназванных. Ну а всевозможные деятели культуры придать всему этому процессу привлекательность, да наполнить жизнь общества не только праведными трудами, но и развлечениями и удовольствиями. Но это в теории. А на практике все на несколько порядков сложнее. Донорами для всех категорий властителей, ученых, бизнесменов и деятелей культуры выступают простые люди. Но они же всегда и везде находятся в наименее привилегированном положении.

Если перевести все описанное в термины социологии и с привязкой к идеологии, то идеология представляет собой совокупность идей, которые удовлетворяют следующим требованиям:

1. Обеспечивает обществом достижение целей, которые ставит перед собой управляющий класс.

2. Исключает жесткие противоречия между соционическими квадрами (аристократией (воинами), жрецами, купцами и крестьянами).

3. Убеждает подчиненные квадры в том, что методы управления ими со стороны правящих являются правильными с точки зрения мироустройства и относительно справедливыми.


Про соционические квадры я вспомнил не случайно. Хоть их название до определенной степени условно, в основе лежат две важнейших дуальности, характеризующих тот или иной психо- и социотип. Это дуальность Дух-материя и дуальность Пространство-время. В зависимости от внутренних приоритетов человек автоматически относится к тому или иному социотипу или квадре. Эти особенности психики и мировосприятия каждого человека в очень относительной степени зависящие от его происхождения и формальной принадлежности к той или иной страте общества. Жрец всегда живет приматом Духа и Времени. Для него важнее всего в жизни, чтобы его Идеи жили и процветали во времени, даже когда его самого уже не будет. Воин (аристократ) живет Духом и Материей. Его абсолютный приоритет это завоевание и удержание подконтрольного жизненного пространства. Купец это примат Материи и Времени. Самое важного для него — развитие капитала и накопление богатства во времени. Крестьянин имеет приоритеты в виде Материи и Пространства. То есть роста уровня жизни и благосостояния на подконтрольном участке территории. Посему нет ничего удивительного, что в любой общественной группе или классе могут и постоянно рождаются представители всех четырех социотипов. Лишь в очень небольшой степени на процесс формирования личности в этом плане способно повлиять образование и воспитание.

Применительно к сказанному идеология есть формализованное в терминах и понятиях мироустройство и устои того или иного общества. И в зависимости от того, из каких основных социотипов это общество состоит, идеология неизбежно принимает ту или иную направленность. Применительно к российскому обществу, состоящему почти на 90 % из крестьян и почти на 10 % из аристократии, идеология практически всегда объясняет, почему крестьяне должны терпеть и содержать аристократию. Усугубляется этот вопрос тем, что жреческая квадра, наиболее приспособленная по своему социотипу к формулированию идеологии, в нашей стране фактически является запрещенной, то есть практически отсутствующей.

Если брать идеальное сбалансированное общество, то каждая квадра имеет свое предназначение, находящееся в гармонии с остальными. Жрецы познают мир, формируют перспективные цели для общества и обеспечивают необходимый уровень культуры и образования общества для того, чтобы оно оказывалось способным эти цели достичь. Это созидание в нематериальной, духовной сфере. Купцы заняты созиданием в материальной сфере, обеспечивают богатство и процветание общества. Воины обеспечивают обороноспособность и защиту общества от внешних и внутренних врагов, порядок в разрешении любых внутренних конфликтов. Они организуют жизнь соответственно идеям и целям, сформулированным жрецами. Крестьяне подкрепляют это своим трудом. Но никакое реальное общество таковым не является. В каждом реальном государстве массово представлены только две квадры из четырех, третья в загоне, а четвертая практически отсутствует. Но поскольку социальные функции остаются, то их реализацией вынуждены заниматься совершенно не те, кто для этого предназначен. И получающийся суррогат как правило выглядит достаточно уродливым. Например, аристократия, исполняющая функции жрецов постоянно нацеливает общество на борьбу с врагами, даже в тех случаях, когда эти враги отсутствуют. В том числе и путем постоянного разоблачения «врагов» в собственных рядах