Гадание: суеверие или…? [Юрий Владимирович Росциус] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

зрительные или слуховые возможности, или о будущем. Именно о возможности и эффективности применения разнообразных способов гаданий мы с вами будем говорить далее.

Пусть не пугает вас легкомысленный смысл слова «гадания». Оно имеет несомненное отношение к процедуре получения информации, являясь, так сказать, «частным ее случаем». Поэтому впредь мы будем говорить именно о различных методах получения информации посредством применения всевозможных аксессуаров, включая рудоискательскую лозу, маятник-исследователь, биолокационную рамку и т.п.

Интересно, что использование аксессуаров оказывается весьма эффективным, словно бы поднимающим соответствующие потенции пользующегося ими человека. Через аксессуары человек получает беспрепятственный доступ к поистине безграничному источнику информации, который мы условно назовем Источником Мнемозины, богини-покровительницы духовной жизни и памяти людей. Кстати, такое название удобно и потому, что локализовать в пространстве местонахождение этого источника затруднительно, а боги, как известно, вездесущи.

Ныне невозможно сказать, когда и каким образом человек пришел к мысли использовать тот или иной аксессуар, какая закономерность была положена в основу методов гаданий. Вряд ли они явились результатом случайного столкновения человека с проявлением информационных эффектов. Сомнительно, чтобы человек каменного века, впервые встретившись с подобным эффектом, мог его запомнить, воспроизвести, оценить. Скорее существовала некая теория, сумма ныне забытых знаний, но, очевидно, верных, поскольку результаты применения ряда методик несомненно эффективны, в них улавливаются черты каких-то смутных закономерностей. Но кто же их разработал? Следы какой цивилизации дошли до нас? И где ее, эту цивилизацию, искать?

В самом деле, как не удивляться, если известны эффективные методы, позволяющие на удалении в несколько тысяч километров от места действия увидеть в мельчайших деталях, что там происходит? И как можно получать информацию не только из отдаленного прошлого, но и из будущего?

При этом следует заметить, что подавляющее большинство методов и средств, как можно судить по имеющимся свидетельствам, сравнительно легко воспроизводимы и повторяемы, нс требуют никаких затрат дополнительной энергии. Да и о какой энергии можно было вести серьезный разговор еще пару-тройку тысяч лет назад, когда эти способы были разработаны и применены?

Для нас же сегодня важно и интересно установить достоверность рассказов такого рода и определить функциональную роль аксессуаров в рассматриваемых информационных процедурах. Начнем с достоверности.

Позвольте напомнить, что суд любой цивилизованной страны даже в делах уголовных довольствуется нс только письменными, но даже устными свидетельствами очевидцев. Решая судьбы (нередко вопросы жизни и смерти обвиняемых!), мы считаем возможным устанавливать истину подобным образом. Почему же фактологичность явлений, подтвержденных письменными свидетельствами достойных доверия лиц, мы подвергаем сомнению, не учитываем? Не потому ли, что гораздо менее хлопотно «откреститься» от неудобного факта, зажмуриться, сделать вид, что ничего не произошло, и спать спокойно? Кстати, не слишком ли спокойно мы проспали более полустолетия?

Но перейдем от теории к фактам, подтвержденным свидетельствами, заслуживающими доверия.


Попробуем «халву на вкус»

Интереснейшая личность XIX столетия, русский писатель, педагог, музыкальный критик Владимир Федорович Одоевский (1803 – 1869), последний представитель древнего княжеского рода из династии Рюриковичей, организатор «Общества Любомудрия», издатель журнала «Мнемозина», один из основателей журнала «Московский вестник» и соредактор пушкинского «Современника», помощник директора Петербургской публичной библиотеки и директор Румянцевского музея, увлеченно собирал различные факты, относимые к категории суеверий и предрассудков. Часть собранных материалов была опубликована князем в журнале «Отечественные записки» в статье «Колдовство XIX столетия» в 1839 году. Вот некоторые случаи. Помогавший князю собирать фактический материал гвардейский офицер Юрлов по его поручению посетил в Петербурге Антона Марковича Гомулецкого – 96-летнего отставного полковника. Это был бодрый и подвижный старик, обладавший необыкновенной памятью. Близко сойдясь с Гомулецким, Юрлов частенько засиживался у него допоздна. Однажды хозяин снизошел к его мольбам показать ему будущую невесту. Гомулецкий провел Юрлова вместе с его другом Цедилиным в небольшую комнату, где на столе стояла хрустальная ваза, наполненная водой, рядом лежал гладко отполированный темный камень.

Хозяин объяснил гостям, что в приготовленных для опыта предметах нет ничего чудесного, а камень – турмалин – «насыщен», как он выразился, солнечными лучами и после помещения в воду будет освещать ее изнутри. Явление же невесты Юрлова, если таковое произойдет,