Великое былое. Воспоминания об Отечественной войне, по поводу её столетней годовщины. Народные карикатуры – картинки, вышедшие в Отечественную войну. [Дмитрий Гаврилович Булгаковский] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

src="/i/35/367935/i_004.jpg">Задавали французам жару не одни наши солдаты, от них не отставали ополченцы и партизаны. Из крестьян находились такие силачи, что от одного бежало несколько человек неприятелей.

«Я прежде был герой, но что я стал теперь

В руках у мужика, я скорчился как Ь».


Попляши под нашу дудку!

Как умел русский человек осмеять затеи Наполеона, так это и представлял на картинках.


На этой картинке Наполеон пляшет вприсядку.

Крестьянин, подстегивая его кнутом, приговаривает:

– Желал нас вышколить на свою погудку, ан нет, не удалось, пляши ж, басурман, под нашу дудку!

Позади сидит парень и наигрывает на дудке:

«Ах скучно мне

На чужой стороне»!


На зимних квартирах.

Плохо пришлось французам, не привыкшим к большим морозам, переносить русскую зиму. Их много погибло от мороза. Случалось, что французы замерзали толпами. На обратном пути им приходилось по местам барахтаться по пояс в снегу. Это и представлено на помещенной ниже картинке.

– Как прикажите, ваше величество, написать бюллетень в Париж? Спрашивает маршал Бертье Наполеона.

– Пишите, остановились на теплых зимних квартирах.


Консилиум[1]

Особенно русские люди не поскупились в добродушном осмеянии всех Наполеоновских затей, когда он возвращался домой со своею армиею. В эту пору картинка за картинкой появлялись в народе, на которых мы видим положение Наполеона насколько печальным, настолько же и смешным.

Вот перед нами картинка, представляющая консилиум.

Решение докторов:

– Язык белехонек (в наказание за то, что много лгал в бюллетенях); пульс едва бьется (от чрезмерного кровопускания); голова в страшном жару (оттого, что не удались сумасбродные планы).

Наполеон: Надобно скорее убираться в Париж: видно в России климат мне не благоприятствует.


Пора домой.

Жутко пришлось французам возвращаться домой. Уже был ноябрь, когда они подходили к Березине реке, через которую надо было переправляться. Начались морозы, хотя и не особенно сильные, но для французов, непривычных к холоду, они были не выносимы. Форменная одежда у них обносилась, сапоги потрепались, и стали они, несчастные, закутываться во что попало: в женские юбки, рогожи, в священнические ризы; вместо шапок на головах у них были старые женские шляпы, и платки.

По этому поводу и ходила но рукам у народа ниже помещаемая картинка с надписью:

Домой пора! марш! марш! Довольно погостили,

Без носу, рук и ног, в чепцах нас отпустили.


На дровнях.

Наконец люди вздохнули, когда услыхали, что Кутузов гонит Наполеона по шеям в Париж.

Особенно теперь стали потешаться над ним и в песнях и в разных стихотворениях и картинках. Как только его тут не представляли: то он скачет домой на дровнях, то в лубковом ящике, то один, то вместе с маршалами, то сидит в бочонке, на свинье, на раке, везут в тачке.

На этой картинке он скачет на деревенских дровнях, на которых по деревням возят дрова из лесу. Лошадью правит польский улан. Наполеон погоняет. На запятках стоять два маршала. В руках у Наполеона бумага с надписью: Большой проект[2], как погубить Англию.

Вдали бежит войско; по полю разбросаны пушки, пороховые ящики; тут же валяются листы бумаги с разными проектами Наполеона. На одном из них написано: «Блестящий проект о разрушении России, – празднество в Петербурге», «Благоразумная ретирада[3] дает мне спокойствие».


На Москва жарка.

Особенно забавна картинка, представляющая французского вояжера[4] в 1812 году. Наполеон представлен в огромных валенках и рукавицах, скорчившись от холода, едет в салазках на свинье в одиночку. Волосы у него; встали дыбом, как у ежа. Он говорит:


Вояжер – путешественник.

– На Париж прокладна, на Москва очень жарка!

Свинья отвечает ему: «Уи! Уи! Уи! месье!»


Пешая конница.

Голодным французам было не до того, чтобы разбирать, что можно есть, а чего нельзя. Они не только ели ворон, кошек, крыс, но даже не щадили своих собственных лошадей, лишь бы не умереть с голода.

На этот случай в насмешку над ними и была пущена картинка, представлявшая отступление французской конницы без лошадей, которых она гнила.

Тут представлены: маршал на коньках, трубач на трубе, кирасир на знамени, кто на сабле, кто на палке, и одеты они во что попало. Мамелюк оделся теплее всех – он напялил на себя женский салоп и запасливее всех – несет с собой лошадиный окорок.



Раздайся! Расступись!

Наполеон стоит с маршалом на огромном раке, который