Леонардо да Винчи (1452-1519) [Ксения Сергеевна Егорова] (fb2) читать постранично, страница - 8


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

интуитивно мы считаем красивыми и тянемся к тем формам, которые подчиняются Золотой пропорции. Это было известно с древности, а сегодня доказано учеными и проверено экспериментально. Не только в живописи, но и в психологии, промышленном дизайне, создании рекламы в основе самых разнообразных форм и изображений по сей день применяется один из основных законов гармонии. Только мы редко об этом знаем.

Портрет музыканта. 1485
Портрет Беатриче д’Зсте. Около 1485

Общение с Джокондой

Но все, о чем мы говорим, — не больше, чем просто слова. Картины пишут не для того, чтобы вести о них беседы, а чтобы ими любоваться. Читая текст, не почувствуешь того, что ощущаешь кожей, глядя Джоконде в глаза. И, если зритель знаком с ней только по фотографиям, то он не видел настоящей Джоконды. Репродукции стирают с ее лица жизнь, и волшебство образа бесследно пропадает. Фотография может дать лишь общее представление о произведении искусства, но она помеха для тех, к то хочет насладиться общением с живыми творениями. Она просто посредник. Похожим образом обстоит дело и со всевозможными специалистами, предлагающими авторитетные суждения об искусстве. «Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину» любил повторять Леонардо. К чему посредники? Никакие знания и кипы прочитанных книг не помогут, если чувственный мир груб. В общении с настоящими, живыми произведениями нужна лишь собственная душевная чуткость.

При встрече с «Мона Лизой» каждый будет искать и увидит в ней что-то свое. У разных людей она вызовет разные чувства и ассоциации, оживит личные воспоминания или натолкнет на размышления. Одним ее лицо покажется грустным, другим задумчивым, третьим — лукавым, а кому-то даже зловещим. Прочие же посчитают, что Джоконда вообще не улыбается.

Мона Лиза или портрет Леонардо

Как Создатель вложил в человека душу, художник вкладывает в свое творение частичку себя. Чувствуя, насколько сильно он связан с каждым собственным произведением, Леонардо неоднократно рассуждал о том, что «фигуры часто похожи на своих мастеров. Это происходит потому, что суждение наше — есть то, что движет руку при создании очертаний данной фигуры». Глядя на произведение искусства, зритель не только видит то, что на нем изображено. Происходит самое главное — он соприкасается с внутренним миром художника и узнает его самого. Не потому ли сдержанная, почти эфемерная улыбка Джоконды вот уже столько времени будоражит умы и сердца людей своей непостижимостью? В ней чувствуется вся мудрость знания истинной природы вещей, накопленная Леонардо да Винчи. Через свое любимое детище на нас смотрит сам художник. Кажется, что весь опыт мира собран в этом небольшом пор трете и воплощен в форму женщины. Проникнуть в тайну Джоконды — значит, постичь гения.

И в Милане, и в Риме, и в своем последнем прибежище, французском Амбуазе, Леонардо не расставался с этим полотном. А потом завещал «Мона Лизу» своему ученику и помощнику, который вскоре продал картину последнему покровителю художника, французскому королю Франциску I. Несколько поколений монархов любовались ею в Версале, пока Людовик XV не велел убрать работу в хранилище. После Великой французской революции Наполеон поместил шедевр в свою спальню во дворце Тюильри, а позднее в музей Наполеона в Лувре. 21 августа 1911 картину украли. Похитителем был итальянец по имени Винченцо. Он хотел вернуть полотно на родину Леонардо и почти три года прятал шедевр в собственном доме. На протяжении этого времени и до своего возвращения в Лувр «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Так она стала самым узнаваемым произведением мирового искусства, а разговоры о ней не стихают и по сей лень.

Автопортрет

В эпоху Возрождения художники имели обыкновение помещать собственное изображение где-нибудь в глубине полотен, над которыми они работали. Возможно, Леонардо не стал исключением и запечатлел себя в роли юного пастуха на подготовительном рисунке к картине «Поклонение Волхвов». Среди прочих существует также мнение, что он изображал свои черты для изучения пропорций человеческого лица. Но все это лишь догадки. Единственный пор трет мастера, чья подлинность не вызывает сомнений, это «Автопортрет» (около 1515, Королевская библиотека, Турин) размером 33×21 см, без которого теперь не обходится ни одно иллюстрированное издание, посвященное творчеству Леонардо да Винчи.

«Голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей» — пишет художник XVI века Джованни Ломаццо, глядя на этот портрет.