Прекраснейший текст! Не текст, а горький мёд. Лучшее, из того, что написал Михаил Евграфович. Литературный язык - чистое наслаждение. Жемчужина отечественной словесности. А прочесть эту книгу, нужно уже поживши. Будучи никак не моложе тридцати.
Школьникам эту книгу не "прожить". Не прочувствовать, как красива родная речь в этом романе.
Интереснейшая история в замечательном переводе. Можжевельник. Мрачный северный город, где всегда зябко и сыро. Маррон Шед, жалкий никудышный человек. Тварь дрожащая, что право имеет. Но... ему сочувствуешь и сопереживаешь его рефлексиям. Замечательный текст!
Первые два романа "Чёрной гвардии" - это жемчужины тёмной фэнтези. И лучше Шведова никто историю Каркуна не перевёл. А последующий "Чёрный отряд" - третья книга и т. д., в других переводах - просто ремесловщина без грана таланта. Оригинальный текст автора реально изуродовали поденщики. Сюжет тащит, но читать не очень. Лишь первые две читаются замечательно.
приверженности Подростка принципу идеальной детерминации человеческого поведения, совершенно чуждой, к примеру, Ламберту, этому сгустку «бессознательных» влечений, и подобных ему «чистокровных подлецов», поклоняющихся не идее, а «глупому золотому тельцу». Подросток живёт ожиданием встречи с отцом, ожиданием разговора с ним о самом главном в жизни, когда сможет прямо спросить его: «Ну в чём же великая мысль?» Такова уж психология русского мальчика : им движет не вымышленное извращенцами-психоаналитиками «влечение к удовольствию» (Фрейд) и не осознанный им «материальный интерес» (Маркс), а чисто духовная жажда обретения высшего синтеза жизни – «всесоединения идей», стремление «сделать из себя человека воли и крепости».
Не давая прямых ответов, Версилов тем не менее всячески поощряет в сыне – порой почти телепатически – по-мальчишески неловкие проявления «духа силы и свободы». «Живи и работай сам» – такова основная установка, внушаемая Версиловым сыну. Кругозор присущего русскому нигилисту несчастного сознания сковывает его личностное развитие, заведомо лишая возможности какой-либо духовной инициативы. Несчастное сознание не идёт дальше ущербного переживания свободы в эксцентрических выходках вроде версиловского ношения вериг, сменяющегося иконоборчеством, или публичного самоуничижения, переходящего в «безумие самомнения» и высокомерное третирование ближних. Возможно, Версилову в самом деле нечего было передать своему сыну, кроме ультимативного призыва к духовной самостоятельности, которая была им самим прочувствована лишь в формально свободных, чисто негативных, разрушительных действиях. Но и этого подстёгивающего отцовского веления оказалось достаточно для того, чтобы Подросток всё же испытал головокружение «абсолютной свободы» как своей скрытой божественной мощи, не сопоставимой с мышиным могуществом Ротшильда, позволяющей ему решиться на бескомпромиссное противодействие мировому злу. Из этого представленного в романе Достоевского духовного опыта, видимо, и проистекает своеобразный русский максимализм. Перечитывая его, думаешь: нет, русские мальчики никогда не примут «глупого поклонения золотому тельцу», навязываемого обществу дорвавшимися до власти «чистокровными подлецами», и, как говорил Достоевский, если уж совсем нечего делать – то будут «делать революцию».
(обратно)
Колдовскими майскими ночами
Колдовскими майскими ночамиВыпуск 9 (28)
Спецпроекты ЛГ / Словесник / Лирическая перемена
Теги: Светлана Гончарова , Ольга Логинова , поэзия
Светлана Гончарова – учитель русского языка и литературы Богушевской санаторной школы-интерната. Живёт в посёлке Богушевск Витебской области Республики Беларусь. Звёздное небо
Ветры осенние сумрак рассеяли.
Только что не было видно ни зги –
Месяц сверкающий к небу приклеили
Из серебристой конфетной фольги.
Кто-то старательно звёздочки вырезал,
Брызнул игриво парным молоком.
Он из сияния звёздного вывязал
В небе дорогу волшебным крючком.
Всё уже сказано, и всё подмечено,
И зарифмовано тысячи раз.
Но от шедевра, поистине вечного,
Не отвести очарованных глаз...
Соловей
Колдовскими майскими ночами,
Что подарены, как чудо свыше,
Голоса природы изначальны.
Не мешайте, говорите тише!
Соловей к возлюбленной взывает,
От любви трепещет, словно птенчик.
Сказочные звуки вызывает
В горлышке серебряный бубенчик.
С кончиков пальцев капали звуки...
В белом – рояль, в чёрно-белом – маэстро.
Замер на вдохе камерный зальчик.
Нет ни единого лишнего места.
А за роялем – маленький мальчик.
Разом взлетели бледные руки.
И, наполняя сердце весельем,
С кончиков пальцев капали звуки
И становились весенней капелью.
Там, где ребёнок клавиш касался,
Там проливался дождик звенящий.
Самый обычный звук превращался
В ливень весенний, живой, настоящий.
Ливень всё ближе – промокли ресницы.
Крупные капли звенят, как монеты.
Разом проснулись певчие птицы
И разбудили звонкое лето.
В мире безмолвия он от рождения,
Мальчик не слышит, но учится слушать.
Тихая музыка, как наваждение,
Льётся потоками в чистую душу.
Вечным безмолвием кем-то закованный,
Он разделил свою душу на звуки.
Мальчик земной, Творцом поцелованный...
Белые клавиши. Щедрые руки...
Ольга Логинова – учащаяся Московского химического лицея (№ 1303), живёт в Балашихе. Стихи пишет с 9 лет. Состоит в ЛИТО «Метафора». Печаталась в литературно-публицистическом журнале «Балашиха: Голоса сердец», в альманахах «Родники Подмосковья»,
Последние комментарии
2 часов 14 минут назад
12 часов 34 минут назад
1 день 1 час назад
1 день 8 часов назад
1 день 9 часов назад
1 день 10 часов назад