Николай Неврев [Владислав Владимирович Артемов] (fb2) читать постранично, страница - 18


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

способности... Все эти картины не изобразили никакой истории, ни людей, ни характеров, ни событий, а только собрания исторических костюмов и утвари... Лица и выражения во всех этих картинах, а часто даже и позы, совершенно ничтожны и казенны, и разве только что - театральны...».

Стасов вообще весьма неодобрительно относился к исторической живописи Неврева: «К несчастью, Неврев не уразумел того, что великого и чудесного создал его талант, и пошел рисовать казенные «исторические картины», без чувства, без выражения, без правды».

Приговор Стасова был, разумеется, чрезмерно суров. Правда, Невреву не хватало того чувства «живого прошлого», которое возвысило гениального русского художника Сурикова над всей европейской исторической живописью. Его картины можно попрекнуть театральной условностью. Действующие лица на них располагаются так, словно все происходит на театральной сцене, а не в действительности. Их движения, жесты, а также выражение лиц ненатуральны, мало убедительны. Недостатки исторической живописи Неврева несомненны.

Их источник не только в особой трудности задач изображения давнего прошлого, требующих и знаний, и особой работы воображения. Они объясняются также тем, что художник обратился к этой живописи после некоторого перерыва в занятиях искусством, будучи в пожилых годах, неуверенный в собственных силах.

Успех Неврева оказался непрочным и недолгим, большой славы при жизни он не приобрел.

Его несправедливо забыли. И все же мастер всегда оставался самим собой, как в области бытового жанра и портрета, так и в области пейзажа и исторической живописи. Совершенствуя свое мастерство, он рос как художник, искал новые сюжеты на всем протяжении своего длинного творческого пути, всю жизнь старался определить свое призвание, обращаясь то к портрету, то к жанру, то к исторической живописи.

За вышиванием

Новокузнецкий художественный музей


Указатель произведений Н.В. Неврева

Автопортрет. 1858 - 4

Боярыня. 1901 - 21

Бытовая сцена XVII века. Начало 1890-х - 29

Василиса Мелентьевна и Иван Грозный - 22

Возвращение солдата на Родину. 1869 - 18

Воспитанница. 1867 - 16-17

Гончары. Вид с Москвы-реки на Гончарную набережную и Гончарные переулки. 1 889 - 44

Дед Василий. 1 858 - 5

Дети скупого. 1864 - 10

Дмитрий-самозванец - 28

Женский портрет. 1 892 - 7

За вышиванием - 47

Княжна Прасковья Юсупова перед пострижением. 1886 - 39

Кончина митрополита Филиппа. 1898 - 35

Мальчики, играющие в карты. 1 860-е - 27

Монахи. 1 880 - 31

Мочалов среди своих почитателей. 1888 - 42-43

Мужской портрет. 1861 - 6

Опричники - 20-21

Патриарх Никон - 23

Петр I в иноземном наряде. 1903 - 33

Портрет Г. Харитоненко. 1892 - 41

Портрет Г.Н. Федотовой, актрисы Малого театра. 1892 - 40

Портрет дочери. 1903 - 7

Портрет М.И. Третьяковой. Начало 1860-х - 8

Портрет М.С. Щепкина. 1862 - 9

Портрет молодой женщины в черном бархатном платье. 1857 - 46

Портрет Н. Помяловского - 14

Портрет Н.И. Рыбакова - 23

Портрет неизвестного пожилого мужчины. 1868 - 6

Портрет неизвестной. 1871 - 32

Портрет певицы Лелевой-Люцанской. 1862 - 14

Портрет смеющегося мужчины - 44

Присяга Лжедмитрия I Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1877 - 26

Просительница - 34

Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах. 1866 - 15

Пряха. 1889 - 11

Роман Галицкий принимает папских послов. 1876 - 24-25

Свадебное шествие - 19

Семейные расчеты (Раздел по наследству). 1888 - 38

Смотрины (Сватовство). 1 888 - 36-37

Торг (Из недавнего прошлого. Сцена из крепостного быта). 1866 - 12-13

Увещевание. 1893 -45

Шут (Опальный боярин). 1891 - 30


ISBN 5-7793-0756-3