Рак: душа и страж Луны. Винный ракурс Вселенной [Олег Владимирович Ермаков] (pdf) читать постранично, страница - 4

Книга 396993 устарела и заменена на исправленную

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

в
Шибальбу, над головами ее владык; боги смерти принимают это за прямой вызов и
желание покорить их (в мифе тотонаков карлики-громы так же воспринимают игру
героя на флейте, искусством которой не владеют). Боги приглашают близнецов на
соревнование, чтобы завладеть их экипировкой и убить братьев. Герои прячут
снаряжение и спускаются в Шибальбу без него. Ночью близнецы подвергаются
смертельной опасности в «Домах испытаний», а днем играют в мяч с богами смерти.
Герои терпят поражение, и боги смерти убивают их на игровой площадке.
Младшая пара близнецов, обнаружив атрибуты для игры в мяч погибших отца и
дяди, расчищают площадку и снова топотом и стуком мяча приводят в ярость богов
смерти. Владыки Шибальбы вызывают юношей на состязание. Благодаря
находчивости и магическим способностям — как собственным, так и своих
помощников, — герои проходят испытания, умирают, оживают, убивают главных
правителей Шибальбы, а остальных ее владык лишают могущества, божественного
сана, а также их привилегии и любимого занятия — игры в мяч. Вслед за этим братья
превращаются в Солнце и Луну.
Миф о героях-игроках, из самой структуры которого априорно следует, что он
отражает ритуал игры в мяч, — реконструирован Ю.В. Кнорозовым и исследован
Ю.Е. Березкиным как миф на сюжет обряда инициации: испытания близнецов в
преисподней, ведущие к смерти героев и их последующему возрождению (первой пары
— в своих детях, второй — в светилах) восходили к инициационным обрядам. Это
соответствует данным этнографии, согласно которым повсюду в Америке, где игра
имела важное значение в ритуальной жизни и были распространены мифы об игроках
(в первую очередь в Мезоамерике, низменностях Колумбии и Венесуэлы, в Мату-Гросу),
игра была связана с инициационной обрядностью.
Действующие лица мифа ки|че. Команды в «Пополь-Вух» представлены тремя
парами близнецов, носящими календарные имена; они выступают либо соперниками,
когда близнецы в каждой паре играют друг против друга, либо младшая пара (Нun
Ahpu, «I Владыка», и Xbalaque, «Маленький ягуар», дети близнецов Hun Hun Ahpu, «I
Владыка», и Vucub Hun Ahpu, «VII Владыка») играет против своих братьев-обезьян («I
Обезьяна» и «VII Мастер»). Последние — точные аналоги богов-Обезьян у науа —
почитались как покровители ремесел и прекрасных искусств, в том числе игры в мяч.
Соперниками старшей и младшей пар игроков выступает также команда богов
10

Шибальбы, представляющая двух ее главных владык (судя по именам — «I Смерть» и
«VII Смерть» — еще одна близнечная пара).
Юным героям мифа киче, «проглоченным» пещерной пастью, предстоит днем
играть в мяч с богами Шибальбы, а ночью проходить через пытки в пяти «Домах
испытаний», каждый из которых — метафора мировой пещеры. Испытания герои
проходят ночью и начинаются они в Домах мрака и холода (чему соответствуют
мотивы сотворения мира во мраке и холоде первоначального пещерного лона и
строительства карликами городов в темноте — до рождения первого Солнца).
Название пещеры в древнем языке, ak'-nga (Т504:23), созвучное одному из имен ее
хозяйки — великой богини Луны (лак. Ak'-na), означало «темный дом» (ak' —
«темнота», «темнота при дожде», «пещерная темнота», «ночь», перен. «пещера»; ср.
ст. actum — «каменный дом», «пещера»). Дом Мрака в мифах горных майя, как и
дворец владыки преисподней Миктлантекутли у науа и священная пещера Votan
(«Место входа [в пещеру]») у цельталей и мамов, описывается как огромный темный
дом, в котором таятся неисчислимые опасности, но в котором одновременно — залог
возрождения (Вотан — третий день календаря горных майя, соответствовал дню Ак'
у майя низменностей; имя Вотан и эпитет «сердце народов» носил Хозяин пещеры).

(…)
Богиня Луны — покровительница «лунной игры». Знак in («семя», «дождь»),
изображенный на мячах, нередко стилизован под знак женщины или вписан в лицевой
знак женщины: «Женщиной» в Мезоамерике именовалась владычица ночи, Луна. Этот
знак, по общему мнению, изображает молодую богиню Луны (она, согласно II реформе
календаря, заменила в роли хозяйки неба Луны старую богиню Чак Кит); он показан
первым в блоке ch'up-haa, стоящем в «формуле возрождения» в позиции сказуемого
(«бывшая женой»); второй знак (в данном блоке суффикс) — знак воды, древнейшая
общемезоамериканская пиктограмма Облачной пещеры и ее главной хозяйки у
ольмеков, владычицы вод Луны. Боги и богини, связанные с Луной, изображались
сидящими в полном знаке Луны-пещеры, на полумесяце или с полумесяцем за спиной.
Гротом/полумесяцем окружает Пернатый Змей сидящую в пещере Великую богиню
Луны ольмеков на стеле 19 в Ла-Венте; в пещере-преисподней, полуокруженный
изогнутым в виде полумесяца знаком земли, показан главный бог дождя в рукописи
(Д59а2). К богине могла иметь отношение надпись на мяче, на который рукой
опирается победитель в сцене на сосуде: «VII Женщина»; она же в другой надписи в
той же сцене названа «хозяйкой