Отверженные святые России. Жития новомучеников [Иеромонах Серафим Роуз] (fb2) читать постранично, страница - 236


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

26

В действительности, при наихудшем положении Церкви в 1940 году в Московской Патриархии было только четыре епископа на свободе. Пятнадцать епископов, избравших Сергия "патриархом" в 1943 году, были наскоро собраны по тюрьмам и концлагерям.

(обратно)

27

Имеется в виду Хрущевское гонение, 1959-64 гг.

(обратно)

28

Отец Порфирий, первоначально мирской священник, выступил против неограниченной торговли спиртным, за что перенес много незаслуженных страданий. Он провел какое-то время в Валаамском монастыре и закончил свою подвижническую жизнь в святости в Глинском монастыре в 1868 году.

(обратно)

29

В тридцатые годы после фиаско с "Живой Церковью" Московская Патриархия старалась представить себя Богословски "консервативной" и ради этого осудила еретическое "софианство" отца С. Булгакова. Такой "консерватизм" по отдельному пункту, конечно, намного перевешивается подчинением всей Церкви коммунистической идеологии и целям.

(обратно)

30

Здесь мы не можем удержаться от того, чтобы не привести пример, как Русская Церковь заботится о заключенных и преследуемых сыновьях и дочерях… греческого народа. Патриарх Алексий по этому поводу писал ("Журнал Московской Патриархии", 1968 год, № 3, стр. 1") архиепископу Иерониму Афинскому: "В дни празднования Богоявления у нас возникает нравственная необходимость (!)адресовать Вам наше душевное беспокойство о тех сыновьях и дочерях греческого народа, которые за свои взгляды и стремления к свободе и демократии были несправедливо осуждены на длительный срок тюремного заключения. Мы посылаем Вам наш братский призыв возвысить свой архипастырский глас, который может оказать влияние, за освобождение всех из тюрем и лагерей, что, без сомнения, послужит восстановлению нормальной жизни в Греции и принесет радость всем людям доброй воли. Это Ваше заявление было бы даром, угодным Господу Иисусу, Спасителю мира (!), Который пришел, чтобы отдать Свою жизнь за освобождение многих, "проповедывать пленным освобождение… отпустить измученных на свободу" (Лк. 4, 18). С братской любовью. (Подпись.)" И таких примеров множество.

Мы не знаем, комментировать ли эту "нравственную необходимость" из уст главы Церкви, который ни разу за все 25 лет его деятельности в патриаршем сане никогда не отмечал, что сыны и дочери его собственного отечества на протяжении десятилетий прошли через такие ужасы настоящего геноцида, не говоря уже о тюрьмах и концлагерях, которые, к их счастью, грекам никогда и не снились. Поэтому ясно, какое отношение у покойного патриарха Алексия и его нынешних последователей было и есть к любой оппозиции советскому режиму: это совсем не невинный уход от политики.

(обратно)

31

Апокалипсис, глава 12.

(обратно)

32

«The Orthodox Church», ноябрь 1974 г., официальный орган Американской митрополии.

(обратно)

33

«Религия и атеизм в СССР», декабрь 1974 года, стр. 9.

(обратно)

34

«Религия и атеизм в СССР», декабрь 1974, стр. 2.

(обратно)

35

Это, вероятно, неточное выражение относительно позиции истинно-православной Русской Церкви по этому пункту. Смотреть катакомбный документ самиздата «Церковь и власть» («The Orthodox Word», 1972, № 3, с. 133–135), где советская власть названа «антивластью».

(обратно)

36

От редакции. Эта цифра кажется слишком большой, даже если она включает всех епископов, посвященных в двадцатые и тридцатые годы. Из этого периода нам известны по имени, наверное, немногим боле трехсот епископов, хотя, конечно, у нас нет почти никакой информации о тайных посвящениях в это время.

(обратно)

37

От редакции. В письме, опубликованном ранее в этом году в "Посеве", отец Димитрий написал не что катакомбная Церковь "вымирает", а просто что в ней слишком мало священников, чтобы удовлетворять духовные потребности православного населения России.

(обратно)

38

Название "карловчане" дано Русской Зарубежной Церкви ее врагами по названию города Сремские Карловцы в Югославии, где был ее Синод в двадцатые и тридцатые годы.

(обратно)

39

Которое гласит: Епископам всякого народа подобает знати первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения… Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех…

(обратно)