Семья и школа 1994 №11 [журнал «Семья и школа»] (pdf) читать постранично, страница - 35
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
терен для всех советских музеев (за очень
редким исключением), присутствовал и здесь.
Уникальность этого музея в том, что этот
дом-музей, музей, создававшийся семьей. И
очень важно было бы сохранить атмосферу
этого дома. Между тем еще при жизни Веры
Васильевны сдирались и сбивались потол
ки, рушились камины, перестраивались ком
наты. В издававшихся альбомах очень скупо
сообщалось о личности его создателя, она
как бы выносилась за скобки — главное его
коллекция, которая стала достоянием госу
дарства. Почти сорок лет пролежала в руко
писи книга воспоминаний Юрия Алексее
вича Бахрушина, сынаАпексея Александро
вича. Она была бесценным материалом для
сотрудников музея, при всем том они были
уверены, что книга эта едва ли увидит свет.
Разумеется, в ней не было никакого крими
нала, добрейший Юрий Александрович не
способен был ни на критику, ни на иронию.
Просто он писал, отрешившись от реаль
ности, не думая об издателе. В тихом углу
коммунальной квартиры, в голодные после
военные годы, он вспоминал свое детство,
свою родню, уклад жизни в доме дедов - с
отцовской и материнской стороны, дом от
ца; писал достаточно подробно, что для нас
так важно, без ностальгических всхлипыва
ний и возвышенных пассажей.
Патриархальный купеческий уклад пре-
Н. А. Андреев.
Портрет А. А. Бахрушина. (1923 год)
красно уживался с нововведениями на фаб
рике, с европейской образованностью де
тей. И в стильном доме на Лужецкой патри
архальность время от времени давала о себе
знать, во всяком случае, «правила», усвоен
ные Алексеем Александровичем с детства,
были в нем достаточно крепки. Вот, напри
мер, такая странность: стремясь заполучить
на свои обеды всех знаменитостей, Алексей
Александрович никогда не приглашал Ша
ляпина. Те, кто был в музее, никогда не
забудут «шаляпинскую» комнату, где хра
нятся театральные костюмы артиста, пор
треты Шаляпина кисти многих замечатель
ных художников, его собственные рисунки
и шаржи. Несомненно, Бахрушин прекло
нялся перед Шаляпиным и все про него
понимал, но... в дом все-таки не приглашал,
объяснял, что присутствие Шаляпина в доме
слишком большое испытание для его не
рвов - он будет все время бояться, как бы
Шаляпин не учинил скандала. Никогда не
бывал в доме Бахрушина и Горький. «Ну
его! Он какой-то мрачный, неразговорчи
вый, глядит на все исподлобья!» - так
говорил Алексей Александрович сыну. Только
впоследствии Юрий Алексеевич понял, что
дело было в другом. Бахрушины были друж
ны с Желябужскими, и они не смогли
примириться с тем фактом, что Мария
Федоровна Желябужская, мать семейства,
бросила мужа и вышла замуж за Горького.
Собирание музея было основным делом и
страстью Алексея Александровича. Между
тем он со всеми братьями, будучи совла
дельцем большого кожевенного предпри
ятия, участвует в большой благотворитель
ной деятельности: на Софийской набереж
ной строится дом бесплатных квартир для
вдов и учащихся девушек, для детей вдов
устроены школы — начальная и две ремес
ленные, детский сад; туг же бесплатная
столовая для девушек-курсисток; в Соколь
нической роще устраивается приют для детей-сирот, при приюте школа и мастерские
дня обучения ремеслам; полмиллиона руб
лей было пожертвовано для беспризорных
детей в Тихвинском имении. Это бы;,о в
традиции семьи — во всех коммерчески
предприятиях главным было не личное обо
гащение, а польза для людей, помощь бед
ным. Причем в личной жизни, в домашних
расходах братья любили, чтобы был счет
каждой копейке.
Это были какие-то фантастические люди...
Поражает в Алексее' Александровиче его
вкус и колоссальное чутье собирателя. По
личным симпатиям, по всей видимости, он
был приверженцем театра традиционного.
Недаром завсегдатаями его дома были ар
тисты и режиссеры Большого театра, Мало
го, театра Корша (здание для театра Корша
в Богоявленском переулке было построено
дедом - Александром Алексеевичем Бахру
шиным). Между тем в коллекции Бахруши
на достаточно полно представлены худож
ники круга «Мир искусства»: Бенуа, Сомов,
Добужинский, Головин, Серов,— опреде
лившие направление театрально-декоратив
ного искусства в XX веке. Представлены
лучшими своими вещами. Уникален публи
куемый нами эскиз декораций Головина к
спектаклю «Маскарад» по Лермонтову в
постановке В. Э. Мейерхольда в Алексан
дрийском театре. Премьера этого спектакля
состоялась в исторические дни февральской
революции 1917 года. Тема рока, неизбеж
ности трагедии и пышность, сумрачный
блеск декораций и костюмов...
Алексей Александрович стремился к пол
ноте своего собрания, думая о будущих
историках театра и любителях с самым
широким кругом интересов. Невозможно
себе представить, но только живописный
фонд музея насчитывает 70 тысяч
Последние комментарии
20 часов 18 минут назад
1 день 4 часов назад
1 день 19 часов назад
1 день 22 часов назад
1 день 23 часов назад
1 день 23 часов назад