В начале будет слово? [Ярослав Веров] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Традиционно к ним относился Александр Громов, но последние романы явно указывают на то, что от научной фантастики он отошел. Еще Павел Амнуэль, ученый-астрофизик, яростный апологет «твердой НФ», которого издают мало и неохотно, все больше - рассказы. Еще фантаст и популяризатор космонавтики Антон Первушин. Ваш покорный слуга с соавтором - Игорем Минаковым. И… и все? По крайней мере из тех, кто издается на «бумаге», а не в интернете. Впрочем, буквально в прошлом году на блеклом небосводе нашей НФ возникло новое имя: Ник Горькавый, также ученый, астроном, написал роман «Астровитянка» в редчайшем для отечественной фантастики направлении - детская популяризаторская НФ.

Конференции и фестивали, посвященные фантастике, называются в фэндоме конвентами (или просто «конами»). Фэндомом, в свою очередь, именуется неформальное сообщество, объединяющее любителей фантастики, включая писателей, критиков, редакторов и многочисленных «просто поклонников» жанра (так называемых «фэнов»). Традиция проводить подобные мероприятия возникла давно. Первым и долгое время единственным конвентом на советском пространстве была знаменитая свердловская «Аэлита». В настоящее время на территории СНГ проводится ежегодно несколько крупных конвентов.

Весь прошлый год в фэндоме прошел под знаком дискуссии «Нужно ли возрождать НФ?», инспирированной не в последнюю очередь и автором этих строк.

Оказалось, что в фэндоме (по крайней мере, в значительной его части, способной оказывать влияние на умы издателей и «простых граждан») укоренилось мнение, что НФ больше не нужна. Что у НФ нет читателя. Что НФ умерла, туда ей и дорога. Аминь.

Каковы же аргументы? Их всего три. Имеет смысл перечислить:

- человечество разуверилось в науке, ибо она не принесла ожидаемых чудес, не сделала людей счастливее, наука больше не «религия масс»;

- конкретно в бывшем СССР ученые и «технари» перестали пользоваться общественным уважением, российская наука умирает; главное в жизни сейчас - личный успех, кто захочет читать романы о «лузерах»?;

- современная наука слишком сложна для обывателя, слишком сложна даже для самих ученых, невозможно в увлекательной форме рассказать читателю о проблемах квантовой физики и пр.

Кому как, а мне в этом хоре голосов отчетливо слышится: РОССИЯ НЕ ВОЗРОДИТСЯ.

Западные страны таких проблем не знают. Там с научной фантастикой все в порядке. Англоязычные фантасты исправно «отрабатывают» в своих книгах пресловутый КОНФЛИКТ. Киберпанк отработал тему конфликтов и угроз кибернетизированного информационного общества. Рибофанк отрабатывает тему конфликтов и угроз обществу с развитием био- и генно-инженерных технологий. Дэн Симмонс в «Троянском цикле» буквально поет оду новейшим гипотезам и теориям квантовой физики. Причем так, что происходящее на страницах романа кажется современному читателю чудом. Но не казался ли таким же чудом читателю начала прошлого века парадокс Эйнштейна? Казался. Что не помешало А. Толстому смело использовать его (другое дело, что с ошибками, но Толстой - художник, а не математик) в знаменитой «Аэлите».

Винж, Крайтон, Иган, Суэнвик, Уотте - это только навскидку - блестящие авторы именно в научной фантастике. Правда, с традиционной «популяризаторской» НФ дела обстоят хуже. Зато какое обилие научно-популярной, просветительской литературы на Западе!

Человечество разуверилось в науке? Возможно. Да только современная НФ не столько о науке, даже не столько об ученых, сколько - о последствиях…

Развитая, мощная НФ - неотъемлемый признак развитого, мощного, устремленного в будущее государства.

А умение увлечь читателя сложной научно-технической проблематикой, оказывается, обусловлено талантом писателя, и ничем иным.

Но… факт остается фактом. НФ у нас перестали писать: тяжело, накладно и хлопотно. Надо придумывать - и продумывать! - оригинальный мир. Надо уметь строить «острый» сюжет. Надо иметь к литературному таланту еще и естественно-научное образование. Надо работать со справочной литературой. А современного издателя интересует прежде всего прибыль. Не проще ли наваять многотомную «опупею» о приключениях юной ведьмы и почивать на лаврах, имея в кармане какой-никакой - а иногда и очень даже «какой»! - гонорар? Тем паче, что в последние годы в фантастику пришло множество молодых авторов, воспитанных на отвратительных переводах второсортной западной фантастики начала 1990-х годов. И почти все они - гуманитарии. Да и традиционный адресат НФ, научно-техническая интеллигенция, у нас подрастаял…

Что же выходит? Научную фантастику некому: а) писать; б) читать; в) издавать?

Неправда.

Вот весьма показательное мнение Елены Клещенко, заместителя главного редактора журнала «Химия и жизнь», высказанное в интернет-дискуссии: «По роду занятий я практически ежедневно общаюсь с российскими учеными, главным образом биологами. Это интеллектуальная элита. «Копейки», за которые они просиживают в своих НИИ, бывают существенно